Премия Рунета-2020
Орел
+8°
Boom metrics
Общество18 сентября 2015 10:43

«Брендбуком» по импортозамещению

Почему госкорпорации не работают с отечественным производителем?
Колонки компании "Промприбор" ничем не уступают зарубежным, а стоят в два раза дешевле.

Колонки компании "Промприбор" ничем не уступают зарубежным, а стоят в два раза дешевле.

Фото: Личный архив

В свете санкций, импортозамещения и необходимости скорейшего развития экономики страны отечественный производитель уже должен быть завален заказами в первую очередь от государственных компаний. Но пока этого не происходит. По какой причине? На этот вопрос ищет ответ генеральный директор ОАО «Промприбор» Николай Иванович Кобылкин. Но вразумительного ответа пока нет.

Серьезный подход

ОАО «Промприбор» вот уже более полувека занимается разработкой и производством оборудования для учета и транспортирования нефтепродуктов, нефти и сжиженных газов. Спектр оборудования для нефтебаз и нефтеперерабатывающих заводов огромен. Продукция предприятия работает на НПЗ, нефтебазах, газовых терминалах, АЗС и АГЗС, то есть на объектах повышенной опасности, поэтому к ней предъявляются жесткие требования безопасности и надежности. ОАО «Промприбор» производит сложное технологическое оборудование для предприятий ТЭК, горнорудной и перерабатывающей промышленности, работает со всеми ведущими нефтяными компаниями, металлургическими предприятиями, ГОКами и так далее.

Главный вопрос

- Наше предприятие производит нефтесервисное оборудование, как для крупных нефтебаз, так и для автозаправочных станций, - говорит Николай Кобылкин. - Сегмент нашего покупателя - от мелкого частника до крупнейших корпораций. В направлении автозаправочных станций - сейчас, с наступлением кризиса, выжить могут только сильнейшие, мелкие индивидуальные предприниматели разоряются. А они-то, как раз, и были нашими основными заказчиками по топливораздаточным колонкам. Крупнейшие же вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНКи) закупать колонки не хотят. Они предпочитают брать их за границей. Почему так происходит, мы понять не можем. По качеству наша продукция ничем не хуже, а по цене - в два раза дешевле. И самое непонятное в этой политике то, что продвигает ее крупнейшая нефтегазовая государственная компания. Складывается впечатление, что государственным компаниям некуда девать деньги.

Николай Кобылкин: Наши колонки пользуются спросом у многих компаний, но крупные госкорпорации почему-то не хотят работать с отечественным производителем.

Николай Кобылкин: Наши колонки пользуются спросом у многих компаний, но крупные госкорпорации почему-то не хотят работать с отечественным производителем.

Фото: Личный архив

На своей земле?

Даже в Орловской области далеко не везде можно увидеть оборудование компании «Промприбор». Казалось бы, все преимущества налицо. Одна зарубежная колонка обходится в среднем в 800 тысяч рублей, а одна колонка «Промприбора» - в среднем 400 тысяч рублей. Стоимость сервиса и запчастей тоже в два раза дешевле. Плюс завод находится рядом, а это значит, что не придется ждать техподдержку, запчасти и так далее. Если посмотреть шире, то стабильно работающий отечественный завод - это налоговые поступления, это рабочие места, социальная ответственность (сейчас коллектив ОАО «Промприбор» составляет 1800 человек). Это развитие экономики и промышленного сектора страны в конце концов. Но, по всей видимости, государственная корпорация остаётся глуха к этим аргументам.

Чем это опасно

Ситуация в нефтяной отрасли экономики складывается так, что западные компании начинают потихоньку закрываться. А оставшиеся на плаву с большой надеждой смотрят на огромный и лакомый кусок российского рынка сбыта. Почему? На Западе те же заправки уже давно построены. Как известно, всякий процесс имеет свое окончание. И, глядя на наши огромные территории, у западных игроков возникает желание взять этот «кусок» себе. Но зачем его отдавать, если отечественный производитель ничем не уступает, а по некоторым позициям существенно выигрывает? Это большой вопрос.

Тем более, что отечественная промышленность и так находится не в лучшем положении. Не секрет, что многие заводы давно не работают. Огромное количество специалистов остались не у дел.

- Я помню, как сам ездил учиться на крупные орловские заводы, какой был уровень у сотрудников. И где они теперь? - продолжает рассуждать Николай Кобылкин. - Печально, что это происходит именно в тот момент, когда так много говорится о необходимости импортозамещения и возрождения отечественной экономики.

Как это происходит

ОАО «Промприбор» пытается исправить ситуацию, постоянно выходит на связь с крупными госкорпарациями. Демонстрирует своё оборудование, готовит предложения, но результата практически нет.

- Крупные госкорпорации находят всё новые и новые отговорки, - утверждает Николай Кобылкин. - То они ссылаются на брендбук и политику компании, то кивают на головной офис в Москве. Мол, мы и рады, да все решают там. В столице же в свою очередь отвечают, что такие решения принимаются на местах. Получается замкнутый круг. Все наши попытки выиграть тендер заканчиваются провалом: то запятая не там стоит, то техзаданию не соответствуем. Мы приглашали к себе руководство компании, показывали производство. Они были очень впечатлены, потому что, действительно, на сегодняшний день в России мы - самое крупное предприятие в этой отрасли. Обещали подумать и в скором времени дать нам знать о своем решении. Чтобы не быть голословными, мы даже предложили им бесплатно поставить первую партию колонок. Отказались, сказали, что не знают, как провести это документально. Мы сделали вывод, что им это просто не нужно.

Непростая ситуация

Но не все крупные компании отстраняются от отечественного производителя. Например, Лукойл уже заключил с «Промприбором» контракт. Многие предприятия долгие годы с удовольствием работают с заводом. Ценят продукцию «Промприбора» даже на крайнем Севере, и нефтебазы и АЗС постоянно закупают оборудование из Орловской области. А вот в самой Орловской области по какой-то причине этого не происходит.

- Это мы недавно почувствовали в очередной раз, когда изготовление проекта на реконструкцию нашей, родной ливенской нефтебазы заказали у компании из Новосибирска, - говорит Николай Кобылкин.

Главная надежда

Но главной надеждой завода всё же остаётся сотрудничество с государственными корпорациями. Правда, говорить о том, что навстречу сделан хотя бы один шаг, не приходится.

- Вот свежий пример: в Орле меняли оборудование заправочных станций, частная компания продала сеть из нескольких АЗС с топливораздаточными колонками "Ливенка", отработавшими два-три года. Изначально сеть была приобретена одной крупной компанией - мы встречались с представителями, они были у нас на заводе, мы подготовили программу совместимости ТРК с системой управления применяемой на АЗС , и все были довольны и счастливы, вплоть до момента, когда эта компания вошла в состав другой, побольше и по значимее - здесь сразу появился "злосчастный брендбук" и наши колонки были демонтированы. На месте ТРК "Ливенка" сейчас "красуются" немецкие и американские колонки!

Так зачем отдавать заказы другим, когда в Орловской области есть предприятие с уникальным опытом, давно зарекомендовавшее себя и свою продукцию? Зачем терять налоги и потенциальные рабочие места? Четких ответов пока нет.

Фото: Личный архив

Справка:

В состав холдинга ОАО «Промприбор» входит:

- ООО «Ливенка» - производство топливо-раздаточных колонок.

- 000 «Электромаш» - производство асинхронных двигателей, насосов и насосных блоков.

- 000 «Металлург» - производство черного и цветного литья.

- 000 «ПБА» -разработка и производство приборов безопасности для автоцистерн, системы гарантированной доставки и отпуска нефтепродуктов.

- ООО «Промкомплект» - производство металлоконструкций, перекидных трапов, мерников, очистительных комплексов для резервуаров МКО-1000.

- ХП «Наливные приборы» - производство оборудования для перевалки нефтепродуктов.

- ХП «Измерительная техника» -производство узлов учета, счетчиков, фильтров, газовых колонок.

- ХП «Электроприбор» - разработка и продажа программного оборудования.

Предприятие входит в международную корпорацию «ILTA» и имеет европейский сертификат качества. Вся продукция проходит обязательную сертификацию для подтверждения соответствия обязательных требований национальных стандартов по безопасности.