Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Спорт26 декабря 2006 22:00

Смертельное сальто Елены Мухиной

Сегодня состоятся похороны великой гимнастки, судьба которой стала, наверное, самой трагичной в истории не только отечественного, но и мирового спорта
Тренер не смог уберечь Лену в тот роковой день.

Тренер не смог уберечь Лену в тот роковой день.

Мухина стала знаменитой в одночасье, именно в 1978 году, когда выиграла абсолютное первенство мира. Через два года она получила тяжелейшую травму и 26 лет была прикована к инвалидной коляске.

Лену Мухину называли гимнасткой от Бога. Она просто рождена была побеждать. «В ней жил озорной чертенок, - скажет однажды тренер сборной СССР Леонид Аркаев, - и вместе с тем она была пластична, женственна. Петля Мухиной на брусьях - вообще шедевр мировой гимнастики». С ней занимались большие тренеры. Потому что они видели, что ей дано очень много. Она была настолько работоспособна, что все, кто был рядом с ней, знали: у этой девочки великое будущее.

Сначала Лена тренировалась в «Динамо», у прославленного тренера Александра Эглита. Эглит вскоре начал работать в ЦСКА и своих учениц бросать не захотел. И юная гимнастка стала, по просьбе Эглита, воспитанницей Михаила Клименко, который только что ушел с большого помоста, как говорят, до конца себя не реализовав.

Клименко тренером был жестким, иногда даже жестоким. Торопился делать из своих учениц чемпионов. Первый раз тяжелую травму Мухина получила в 15 лет. На Спартакиаде народов СССР Лена травмировала шейные позвонки. Надо было долго лечиться, ведь ей даже голову повернуть было трудно. Но, как рассказал нам работавший в то время в отделе спорта корреспондентом Сергей Шачин, каждый день в больницу к ней приезжал тренер Клименко. Он уводил ее в зал, где Лена тренировалась целый день без ортопедической повязки, которая была ей просто необходима.

Потом Лена несколько раз ломала ребра, у нее было сотрясение мозга, она несколько раз подвернула голеностопы на обеих ногах. Но она продолжала тренироваться, превозмогая боль. Слышал от многих, что она боялась гнева тренера. Лена скрывала травмы, если это было возможно.

На чемпионате мира во Франции она стала лучшей гимнасткой. Перед Играми в Москве она готовила новую программу, в которую был включен сложнейший элемент - сальто на брусьях. И это после того, как в 1979-м сломала ногу!

Ее будто преследовал злой рок. Тренировалась сборная в «Стайках», что в Белоруссии. Главный элемент у нее не получался. Тренер злился и подымал голос. Лена нервничала. А потом это злополучное сальто...

Случай страшный, трагичный. Во многих газетах, в том числе и в «Комсомолке», появился материал о том, как Лена борется с недугом. Письма читателей Лене отвозили почти ежедневно. Мешками! Ей присылали игрушки, книги и конфеты - килограммами.

Лена не сдавалась. Она поступила в Московский институт физкультуры, окончила его и собиралась писать кандидатскую диссертацию. В 1982 году она получила высшую награду Международного олимпийского комитета - олимпийский орден. Журналисты нашей газеты сделали многое для того, чтобы к ней в гости приехал президент МОК Хуан Антонио Самаранч. Потом почти в каждый свой приезд в Москву Самаранч приезжал в гости к Мухиной с подарками. Он восхищался ее мужеством.

Владимир КОЗИН

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Елена МУХИНА. Родилась в 1960 году. Заслуженный мастер спорта. Абсолютная чемпионка мира (1978 г.). Чемпионка в командном первенстве (1978 г.) и в вольных упражнениях (1978 г.), серебряный призер в упражнениях на брусьях (1978 г.) и бревне (1978 г.). Чемпионка Европы в упражнениях на брусьях (1977 г., 1979 г.), бревне (1977 г.) и в вольных упражнениях (1977 г.).

ДОСЛОВНО

Олимпийская чемпионка Лидия ИВАНОВА: Лена не сразу поняла, что не сможет ходить

Рассказать о Елене Мухиной мы попросили человека, очень близко ее знавшего, авторитетнейшую фигуру в мире спортивной гимнастики, олимпийскую чемпионку Лидию ИВАНОВУ.

- Я, как сейчас, помню эту жуткую историю, хотя прошло уже 26 лет. Это случилось в Минске при подготовке к Олимпиаде. В шикарном белорусском дворце спорта были созданы условия полностью приближенные к «боевым», гимнасты работали по полной программе. В тот день Лена неважно себя чувствовала, но тренер настоял, чтобы она сделала «прогон», показала всю программу с максимальной сложностью в вольных упражнениях. В одном из сложных прыжков, когда Лена уже «пошла» в воздух, начала закручиваться, она то ли расслабилась, то ли подвел травмированный голеностоп... Но Мухина недокрутилась и со всего размаху ударилась о ковер.

К Лене подбежали, она была без сознания, померили давление - по нулям. Когда проверили ноги - они не откликались. Перелом позвоночника! Ее сразу перевезли на самолете в Москву, оперировать взялся доктор из клиники на Красной Пресне. Операция была очень сложная, жизнь Лене спасли, но вернуть здоровье уже не смогли. Она так и осталась навсегда парализованной.

Хотя поняла она, что не сможет двигаться, далеко не сразу. Когда я приходила к ней в палату, она мне жаловалась: «Представляешь, я лежала на вытяжке и подросла на семь сантиметров! Теперь ведь все мои брючки мне малы будут!»

Я думала: «Милая моя, когда ты еще эти брючки наденешь!» Но она не сдавалась, и даже когда окончательно стало понятно, что подвижности уже не вернуть, не отчаялась. Хотя ситуация была хуже не придумаешь: еще вчера ты здоровый человек, готовишься к Олимпиаде, а сегодня лежишь пластом и не можешь пошевелить ни рукой, ни ногой! Ее шнуровали в специальный корсет с ног до головы, но и это не очень помогало. Если ее сажали в инвалидном кресле чуть-чуть криво, подвинуться она уже не могла. Как мне казалось, она потом обижалась на того врача, который ее оперировал.

Могу сказать, что это была самая тяжелая травма с самыми тяжелыми последствиями в нашей гимнастике за все годы. Лена сама говорила: «Странно, с такой травмой, как у меня, долго не живут. Три-четыре года - и все, а я вон сколько живу». Она двадцать лет двигалась, а потом двадцать шесть лет лежала. Наш спорткомитет не оставил ее в беде, ей дали квартиру, назначили пенсию. У нее было все самое лучшее, что можно было придумать для связи с миром: телевизор, радиоприемник. Потом ей поставили тарелку спутникового телевидения. Сделали специальный пандус к балкону, чтобы можно было вывозить ее дышать воздухом.

Для меня было удивительно, что она не замкнулась в себе. Она начала много читать, будто наверстывая то, что не успела сделать за годы спорта. Ей сделали специальную подставку под книгу, но она не могла даже перелистнуть страницу.

В последние годы с ней жила наша гимнастка Елена Гурова, но всегда был кто-то приходящий. Помогали, например, студенты мединститута. Много раз предпринимались попытки вылечить ее, но безуспешно. Хотя приходили и специалисты по китайской медицине, и другие специалисты. Попадались и аферисты, конечно, от этого никто не застрахован.

К счастью, проблем с деньгами у нее не было. Помогали спортивные общества, гимнасты, ее друзья. Например, муж Ларисы Латыниной сделал у Лены дома ремонт. Проводился марафон на одной из радиостанций для сбора средств в помощь Мухиной.

Лена всегда очень интересовалась спортом, смотрела все трансляции соревнований по гимнастике. А так как я многие из них комментирую, то потом обязательно звонила Лене и говорила: «Ну давай, Ленка, начинай критику!» И она критиковала, считала, что многое делалось неправильно, всегда имела свое мнение.

Умерла она рано утром на руках у Лены Гуровой. Та пыталась делать ей, как полагается в случаях сердечной недостаточности, массаж рук, но было уже поздно...

По-моему, основной подвиг Лены Мухиной был не на гимнастическом помосте, а уже после него. Пролежать 26 лет без движения и не утратить желания жить, остаться человеком, дай Бог каждому такое мужество.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Лидия ИВАНОВА. Заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер России, олимпийский чемпион (1956 г.), обладатель Кубка Европы. Супруга легендарного футболиста и тренера Валентина Козьмича Иванова, мать футбольного арбитра Валентина Иванова.