Премия Рунета-2020
Орел
+18°
Boom metrics
Общество5 ноября 2019 8:42

«Это для людей, а не для вас»: как инвалидам живется в Орле

«Комсомолка» проверила, действительно ли в городе доступна «доступная среда»
«Комсомолка» проверила, действительно ли в Орле доступна «доступная среда»

«Комсомолка» проверила, действительно ли в Орле доступна «доступная среда»

Фото: Вячеслав КОВАЛЕНКО

Корреспонденты «Комсомолки» отправилась в рейд по Орлу, чтобы узнать, насколько город приспособлен для людей с особыми потребностями. В этом нам помогла Екатерина Ларина, инвалид-колясочник, руководитель Северного отделения Всероссийской организации инвалидов в нашем городе.

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ

С Екатериной мы знакомы достаточно давно. Эту удивительную молодую женщину можно встретить на общественных мероприятиях, праздниках, спортивных соревнованиях, в очередном выпуске новостей.

Екатерина Ларина и ее мама Валентина всегда рады гостям

Екатерина Ларина и ее мама Валентина всегда рады гостям

Фото: Вячеслав КОВАЛЕНКО

Екатерина – не дочь и не протеже какого-либо чиновника или богатого бизнесмена, она обычный человек со своими повседневными заботами, рабочими авралами, редкими мгновениями отдыха и встречами с друзьями. В общем, все как у всех. За исключением того, что она инвалид детства и всю жизнь передвигается на коляске.

Но об этом позже, а пока, немного предыстории.

К Кате мы приехали вечером. Когда касаешься такой темы, как инвалидность никогда не знаешь, что тебя ждет за закрытой дверью – жалобы или обиды. Но в этом доме дверь перед нами распахнулась и в подъезд нас вышла встречать женщина с невероятно доброй улыбкой. В этот момент мы поняли, здесь обиды и жалобы не живут.

МОДНАЯ ТЕМА?

Рассуждать о жизни инвалидов в последние годы стало если уж не модным, то обязательным явлением. У многих общественных организаций и бюджетных учреждений даже появился специальный пункт в годовом плане – «работа с инвалидами». В отдельной графе обычно ставится количество проведенных мероприятий (поштучно) и число присутствующих.

Однако в погоне за количественными показателями, зачастую забывают о самом главном – о людях, их историях и надеждах. К слову, до того, как мы встретились с Катей, мы тоже мало осознавали, насколько запущена ситуация.

ИЛЛЮЗИЯ ЖИЗНИ БЕЗ РАМОК

Гости в доме Лариных – нередкое явление. Здесь привыкли к веселым, дружным посиделкам. Как рассказывает Валентина, когда дочка была совсем маленькой, ее одноклассники так любили приходить и играть с ней, что сильно расстраивались, если у них это не получалось сделать.

Выбраться из дома Екатерине помогает пандус. Чтобы его его установить, родителям девушки пришлось собрать собрать подписи всех жильцов дома

Выбраться из дома Екатерине помогает пандус. Чтобы его его установить, родителям девушки пришлось собрать собрать подписи всех жильцов дома

Фото: Вячеслав КОВАЛЕНКО

Хотя Катя изучала школьную программу на дому, в школе о ней хорошо знали. Все праздники и творческие занятия она посещала наравне с другими ребятами, а когда пришло время прощаться, ее всем классом уговаривали прийти на выпускной бал.

- Помню тогда одноклассники примчались к нам домой, и начали меня упрашивать. Я не знала, стоит ли идти. Все же будут веселиться, танцевать… боялась помешать ребятам, но они поставили ультиматум – или я приду на праздник, или они сами к нам придут и на руках принесут на выпускной, - говорит Екатерина.

Девушке повезло, рядом с ней оказалось много добрых и отзывчивых людей. До сих пор она поддерживает теплые дружеские отношения со своими школьными и институтскими друзьями. Кстати, инвалидная коляска не помешала Кате закончить вуз и стать дипломированным специалистом по профессии социальный педагог.

Екатерина Ларина: «Это транспорт для людей, а не для вас» - сказал мне однажды водитель маршрутки".

Екатерина Ларина: «Это транспорт для людей, а не для вас» - сказал мне однажды водитель маршрутки".

Фото: Вячеслав КОВАЛЕНКО

Дальше же наступила взрослая жизнь и практически каждодневная борьба за право быть полноправным членом общества. Началось все с установки пандуса в доме. Как выяснилось, чтобы сделать съезд для коляски нужно собрать кипу бумаг и получить согласие жильцов всего дома. Родители Кати тогда обошли всех соседей, к счастью, люди оказались понимающими и без вопросов все подписали.

За пределами же дома ситуация сложилась куда более сложная.

- «Это транспорт для людей, а не для вас» - сказал мне однажды водитель маршрутки. Ему просто не хотелось тратить свое время, чтобы разложить подъемник для коляски. В итоге этот товарищ нехотя предложил занести меня в салон на руках. Ну и что из этого вышло? Он поскользнулся на порожках, упал и уронил меня. Я тогда очень сильно ушиблась, - призналась нам Катя.

Добраться в больницу, на работу или просто на встречу с друзьями в кафе на такси тоже оказывается не просто. По словам девушки, стоит сказать диспетчеру, что инвалид-колясочник и машину приходится ждать очень долго. Таксисты тоже без особого энтузиазма берутся за перевозку таких клиентов.

- Вы мне всю машину своей коляской испачкаете! – такие слова я слышу частенько.

ОБЩЕСТВО РАЗДЕЛИЛОСЬ?

Такое отношение к инвалидам в общественном транспорте и в целом его не приспособленность для перевозки особенных пассажиров в один момент поставило Екатерину перед выбором – сидеть дома и смотреть в окно или взять ситуацию в свои руки.

После этого девушка начала обзванивать все городские автошколы, чтобы самой получить водительские права и сесть за руль. Вот только это едва не довело ее до отчаяния. Куда бы она не обращалась, везде слышала отказ – «у нас нет подходящих для обучения инвалидов машин». Помог случай, Катя поделилась своими переживаниями с друзьями и те подключились к поискам. В итоге, в Орле нашлась одна единственная автошкола с нужной ей машиной!

Как прилежная ученица, Катя прошла обучение, сдала экзамены и получила водительские права. Так что на поиски доступной среды в городе мы уже отправились в автомобиле с опытным водителем.

За рулем своей "Лады" Катя чувствует себя как настоящая автоледи

За рулем своей "Лады" Катя чувствует себя как настоящая автоледи

Фото: Вячеслав КОВАЛЕНКО

Главный помощник в вождении для Кати – это мама. Девушка уже мастерски справляется с управлением своей «Ладой» на дороге, но сесть за руль одной, ей не просто. Изначально авто не было приспособлено для инвалидов и его пришлось переделывать в Москве. Чтобы занять место водителя Кате приходится перебраться из коляски в кресло, коляску же мама заботливо убирает в багажник.

Мы приезжаем к одному из крупных торговых центров в Северном районе и пытаемся припарковаться на стоянке для инвалидов. Здесь таких парковочных мест много, правда, заняты они явно не инвалидами.

Как признается нам Катя, с тех пор, как она сама села за руль, одна из самых больших проблем – это найти специализированное парковочное место. Ведь чтобы выбраться из машины, ей нужно полностью открыть дверь, а это сложно сделать, когда другие авто стоят очень плотно друг к другу.

В этот раз мы успели занять место и отправились проверять территорию рядом с торговым центром. Высокие бордюры, отсутствие пешеходных дорожек, канализационный люк посреди дороги: все это мало замечаешь, когда полностью здоров. Зато, когда ты инвалид-колясочник, каждая кочка - сложно преодолимое препятствие. Пока мы обсуждали очередной строительный ляп, доведенный до абсурда, на наших глазах к магазину подъехала иномарка и встала на место для инвалидов.

- Вот о чем я и говорила! – заметила Катя.

Из авто выходит блондинка в красном костюме и на высоких каблуках. Мы спрашиваем у незнакомки: «А у вас какая группа инвалидности?»

Та, взглянув на нас сверху вниз, делает паузу, осмысливая неожиданный вопрос, отвечает: «Чтооо?» Кажется, автоледи оскорблена, но после того, как мы показываем на спецразметку, догадывается о причине претензии.

- То, что здесь нарисовано, не имеет значения. Я слышала, что если знака нет – значит можно становиться. А так все себе нарисуют, что хотят. И вообще, вам что, места мало? – деловито отвечает дама в красном, теребя в руках смартфон.

Беда Орла - бордюды, преграда не только для инвалидов, но и для мам с колясками

Беда Орла - бордюды, преграда не только для инвалидов, но и для мам с колясками

Фото: Вячеслав КОВАЛЕНКО

Наши слова о том, что знак стоит в начале ряда, ее не убеждает. Девушка недовольно цокает и отъезжает на другое место. Но буквально через 10 мин парковку для инвалидов занимает отечественная «девяносто девятая», из которой выходит мужчина лет сорока пяти. Наш вопрос повторяется. Реакция оказывается бурной.

- Вам что мест не хватает? И вообще никто эти правила не соблюдает. Все машины здесь свои ставят. А почему я должен вам уступать и соблюдать эти выдумки? Я – как все! – с гордостью говорит водитель и еще долго пытается уделить нас в том, что «не я такой, а жизнь такая».

Мы смущены и разочарованы такой реакцией горожан (люди даже не скрывают своего пренебрежения). Правда Катя, словно не замечает этого и продолжает нам улыбаться.

И вновь высокие бордюры, ступеньки без пандусов, пешеходные переходы, упирающиеся в «стену».Идем на остановку, с трудом преодолевая столбы посреди тротуара. Постоянно приходится выезжать на газон. Наш эксперимент – дождаться автобус №26 с подъемником. Скажем сразу, он оказался не удачным. Маршрутку мы не дождались, несколько пронеслись мимо нас.

- Вы думаете это только для нас проблема? Вовсе нет. Те же мамочки с колясками! Им ведь тоже приходится все это преодолевать и таскать тяжелые коляски с детьми через эти препятствия. Вот одного не понимаю, почему нельзя сделать нормальные съезды? – задает философские вопросы Катя. К сожалению, на них мы не в силах ответить.

Столбы по середине тротуара - привычное в Орле явление. Приходится подъездать по газону

Столбы по середине тротуара - привычное в Орле явление. Приходится подъездать по газону

Фото: Вячеслав КОВАЛЕНКО

Тем временем, нами наконец-то найдена доступная среда, о которой так много говорят! Центр города, Ленинский (Александровский) мост, лестница вниз к аллее влюбленных. Пандус здесь даже заботливо зацементирован, вот только расположен он под углом чуть ли не 90 градусов. Хороший доступный трамплин! Рисковать мы не стали.

- Это еще что! Вы еще кнопки вызова на уровне двух метров не видели. До них нужно подпрыгнуть, чтобы нажать. Так зачем мне они? Уж если я подпрыгну, так по лестнице точно заберусь! – смеется Катя.

Мы тоже смеемся, правда, в душе все меньше веселья. Ляпы повсюду: на входе в магазины, на остановках, на уже установленных пандусах, кнопках вызова и так далее. Обновление и ремонт ситуацию не меняют. Кладут плитку и асфальт по старинке – чтоб порог повыше был. К слову, о стандартах (ГОСТ, СПиН, СП) проектировщики и строители, кажется, не задумываются. Они же умеют ходить. Да и жители города, особого сочувствия к землякам на колясках не выражают. В этом мы и сами убедились.

- Все нарушают, так почему я должен соблюдать правила? – звучит в голове вопрос незнакомца.

СДАЮТСЯ ТОЛЬКО СЛАБАКИ

Хороший доступный трамплин для инвалидов в Орле!

Хороший доступный трамплин для инвалидов в Орле!

Фото: Вячеслав КОВАЛЕНКО

Во время нашего рейда с Екатериной Лариной, мы не надеялись найти полностью обустроенные улицы, подъезды, магазины. Однако встреченное нами равнодушие людей оставило самый неприятный осадок. Получается, что действует две реальности: в одной - отчеты, в которых активно ведется работа по социализации инвалидов, в другой – люди, которым это и вовсе безразлично?

- Ну что вы, не все такие! Да, есть люди, которые на улице делают вид, что не видят нас. Но есть и те, кто вызывается помочь. Мне вот в большинстве случаев везет, - отвечает на наш вопрос Катя.

Оптимизм нашей героини заразителен. Ее словно и не беспокоит то, что о ней думают. Девушка не собирается сдаваться, продолжает вести активную жизнь.

- Главное, это не опускать руки и не закрываться от людей, даже если некоторые из них обошлись с тобой грубо. А за доступную среду мы еще поборемся, - говорит Катя.