Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Экономика5 октября 2018 12:00

Александр Дупляков: Я уверен, что в будущем в России будут есть «живых» крабов

Президент Ассоциации добытчиков краба Сахалинской области считает, что в стране надо возрождать культуру потребления рыбы и морепродуктов
Семён ГОРСКИЙ
Дупляков Александр Павлович, президент Ассоциации добытчиков краба Сахалинской области.

Дупляков Александр Павлович, президент Ассоциации добытчиков краба Сахалинской области.

Президент Ассоциации добытчиков краба Сахалинской области Александр Дупляков считает необходимым возрождать в России культуру потребления рыбы и морепродуктов, а также учить людей разбираться в способах хранения, в выборе, в приготовлении морской продукции. Об этом он рассказал журналисту студии «КП» на Международном рыбном форуме, который прошел в Санкт-Петербурге в середине сентября.

- Александр Павлович, в представлении большинства людей крабы – это лакомство не для каждого. Это так? И что делать, чтобы эта продукция стала доступной?

- Да, есть отношение к крабу как к лакомству. Это связано с тем, что этого объекта промысла достаточно мало. Икра, крабы, креветки, гребешки – это не массовые объекты, их добывается относительно немного. Соответственно, цена на них всегда выше, и они считаются праздничными, премиальными продуктами. Я не буду обманывать и говорить о том, что когда-то краб будет дешевый и доступный для всех. Наверное, этого не будет, он останется таким же, как и иные премиальные продукты типа икры.

- Сколько у нас добывается краба? Сколько компаний работает в этой отрасли, и какие есть проблемы? Есть ли фальсификат на рынке?

- На 2018 год величина общего допустимого улова (это то, сколько можно поймать краба) установлена на уровне чуть больше 100 тысяч тонн. Добывается он на северном бассейне, в Баренцевом море (примерно 20%), и на Дальнем Востоке. Проблемы? Раньше у нас было достаточно много проблем на крабовом промысле, и в первую очередь это было браконьерство, но мы побороли этот недуг. Браконьерства в промышленных масштабах больше нет. Надо разделять браконьерство в исключительной экономической зоне и браконьерство в прибрежных районах, так называемое бытовое браконьерство, когда мелкие лодочки выходят, ловят небольшое количество. Да, это явление еще остается, с ним надо бороться, и тут, в первую очередь, должны проявлять активность правоохранительные органы. Что же касается фальсификата, то в отношении краба такого явления тоже нет. Его невозможно подделать. Обычно продается либо крабовое мясо (его видно, те, кто покупает этот продукт, прекрасно понимают, как он должен выглядеть), либо краб продается в панцире, клешни, секции так называемые. Ее подделать вообще никак невозможно.

- Ваша ассоциация работает только с крабами, никакие другие виды рыбной продукции вас не интересуют?

- Да, в нашу компанию входят компании, которые специализируются на промысле краба. Некоторые из них имеют и рыбные объекты, и достаточно большое количество рыбных объектов различных, но я специализируюсь именно на крабовом направлении. Хотя я сам лично больше люблю креветки, гребешок мне нравится, а вот краб, он своеобразный. Он очень сытный, его один раз поел и потом долго не хочется. Это мои личные предпочтения. Может быть, кому-то больше нравятся крабы.

- А что бы вы посоветовали попробовать нашим читателям и зрителям?

- Я бы посоветовал больше разбираться в рыбе, в морепродуктах, в их кондиции. Потому что у нас очень часто продается рыба, на нее смотришь и понимаешь, что она некачественная, она несколько раз разморожена, заморожена. По ней это видно. Она может быть даже вредна для здоровья. Есть недобросовественные компании, которые торгуют такой рыбой. Поэтому советую начать разбираться…

- Что вас привело на этот форум?

- Это отраслевая коммуникационная площадка для общения. Есть много околорыбных и околокрабовых вопросов, которые мы здесь обсуждаем и решаем. Например, мы сертифицируем свои промыслы по стандартам устойчивого рыболовства. Здесь было несколько встреч по данному вопросу. Есть у нас вопросы, связанные с продвижением своей продукции на внутренний рынок. Эти вопросы мы тоже обсуждаем. У нас есть и проблемы с законодательными инициативами, которые выдвигает государство, определенными лоббистами. Есть повод встретиться и обсудить эти вопросы. Любой форум, такая выставка это в первую очередь площадка для общения. Потому что приезжают практически все коллеги, все заинтересованные стороны в одно место, и есть два дня пообщаться.

- Вы сейчас сказали о продвижении на внутреннем рынке. У нас крабы поставляются в основном на внутренний рынок или все-таки на экспорт?

- Большая часть его идет на экспорт. Есть платежеспособный спрос, есть культура потребления, есть культура реализации. Но мы стараемся и на внутренний рынок поставлять готовую продукцию. В море краб добывается и упаковывается в коробки по 10-20 кг. Иностранные покупатели больше тяготеют к продукции в живом виде. Краб это уникальный продукт, в том смысле, что он может быть выловлен далеко в море, поднят с большой глубины (200-400, даже 600 метров), и в этом живом виде он может быть доставлен на стол потребителю. Он в течение месяца спокойно выживает. Наравне с ним живучие также устрицы и лобстеры. И в России тоже это направление развивается, в первую очередь - ресторанное. Не может быть взрывного роста внутреннего потребления. Надо воспитывать культуру, надо уметь продавать этого краба. Я говорил о том, что вот его заморозили в море, привезли. Если его неправильно продавать, если его разморозить, а потом заморозить, он может стать опасным. И когда ты ходишь в магазине, наблюдаешь, как продают всю эту продукцию, ты понимаешь, что это неправильно. У нас не выдерживают температурный режим. Это все влияет даже на внешний вид морепродуктов. А покупатель покупает в первую очередь глазами. То есть он увидел, ему понравилось, если это красиво выложено, он хочет это купить, даже если это стоит дороже. Но если это выглядит непрезентабельно, то он и покупать это не будет. Поэтому у нас низкая покупательская способность в этом плане.

- Ваше направление – добыча краба, его продажа. Каким вы видите развитие этого направления к 2050 году?

- Это достаточно большой период. С учетом того, что меняются климатические условия, достаточно сложно предсказать, как это будет выглядеть в целом. Но есть определенные районы в мировом океане, где водятся эти крабы, скажем так, одного типа, примерно как у нас на Дальнем Востоке. Охотское море – это самое богатое море в части водных биологических ресурсов, вообще уникальное море. И мы обладаем львиным запасом крабов. Мы ограничены этим ресурсом, наверное, порядка 250 тысяч тонн. Наверное, он в таком виде и сохранится, потому что ареал обитания краба достаточно ограничен, популяция обитает локально, и она не может быть больше, чем ее вмещает среда обитания. Соответственно, мы на том уровне примерно и останемся, если не произойдет каких-то природных катаклизмов – потепления воды, мигрировать куда-то они начнут. Наверное, изменится структура потребления. Я думаю, что она будет больше тяготеть именно к живому виду. Потому что это самое вкусное, самое ценное. Технологии сохранения продукта в живом виде развиваются. Улучшается логистика этого продукта. Сейчас в основном доставка живой продукции происходит судами (в азиатские страны), но также есть и доставка авиатранспорта. Он достаточно хорошо выживает - его пакуют в коробки, перекладывают льдом, и он там 1-2 дня спокойно живет. Потом его опускают обратно в бассейн, он восстанавливается и живет дальше. Развитие этой логистики приведет к тому, что люди смогут заказывать живых крабов. Зашел дома в программу, выбрал краба, купил дистанционно и тебе через сутки его доставили.

Напомним, II Международный рыбопромышленный форум и Выставка рыбной индустрии, морепродуктов и технологий прошли в Санкт-Петербурге с 13 по 15 сентября. Собрались представители бизнеса, органов власти, экспертного сообщества из более 60 стран — чтобы обсудить актуальные темы отраслевой повестки. Среди них - рациональное освоение ресурсов Мирового океана, обеспечение устойчивого рыболовства, глобальной продовольственной безопасности.

На Конференции «Наша рыба: стратегия продвижения отечественной рыбной продукции на российском рынке» эксперты попытались разобраться в том, что сегодня можно предложить покупателю и какой товар он ждет от рыбной отрасли. Организаторами секции выступили Росрыболовство, Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) и Издательский Дом «Комсомольская правда», который весь год в информационном поле ведет проект «Наша рыба».