Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+9°
Boom metrics
Общество5 июля 2018 13:00

Петербург взял курс на яхтинг

Смольный заказал концепцию развития инфраструктуры парусного спорта до 2030 года
Под парусом ходят примерно пять тысяч петербуржцев

Под парусом ходят примерно пять тысяч петербуржцев

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Морская столица решила стать еще ближе к воде. Правда, пока только на бумаге. Смольный взялся за разработку концепции развития яхтенной инфраструктуры. Если получится, попутный ветер наполнит паруса и туристов, и самих петербуржцев-романтиков.

ПОДСМОТРЕТЬ У СОСЕДЕЙ

На «оказание консультационных услуг по разработке концепции по созданию и развитию инфраструктуры яхтенного туризма в Санкт-Петербурге» власти готовы потратить 12,6 миллиона рублей.

За эти деньги подрядчик, которого выберут 23 июля, проанализирует опыт стран Балтики за 2008-2018 годы, составит аналитику по ситуации в Петербурге за последние четыре года и в России вообще, проштудирует законы.

На выходе исполнитель должен выдать перспективы развития яхтинга в городе, схему размещения марин до 2030 года и финансовые модели для них. Придется «прощупать» и потенциальных инвесторов.

Любопытно, что программы развития яхтенной инфраструктуры в Петербурге составляли и раньше, правда, они так и пролежали на полке: не было инвестиций.

– В душе каждый петербуржец моряк, – рассуждает председатель президиума Всероссийской федерации парусного спорта, президент Санкт-Петербургского парусного союза Сергей Алексеев. – Но Петербург, морская столица России, уже много лет не показывал результатов ни на Олимпиаде, ни на чемпионате.

НА ВОДЕ И СУШЕ

В этом году мореходы всей планеты отмечают трехсотлетие создания первого в мире яхт-клуба. Появился он в Петербурге, Петр Великий нарек его «Невским флотом». В честь открытия построили около сотни яхт разного типа и раздали горожанам, которые ходили на них от Петропавловки до Стрельны, Кронштадта и даже Ревелья (ныне Таллин).

– До 1991 года в Петербурге было 33 яхт-клуба, – поясняет Сергей Алексеев. – Сейчас осталось три.

По стандартам, яхт-клуб состоит из береговой и водной части. На суше яхтсмены занимаются теорией, обслуживают суда и оставляют их на зимовку, здесь же стоят хозяйственные и коммерческие объекты. «Морская» часть включает специально оборудованные причалы, причем к каждому яхтенному месту должны быть подведены вода и электричество.

Этим требованиям, по словам Алексеева, отвечают только трое: Речной яхт-клуб профсоюзов на Петровском острове, «Балтиец» неподалеку от Дудергофского канала и лахтинский Яхт-клуб Санкт-Петербурга. Без активности на суше клуб превращается в обычную стоянку, коих в городе два-три десятка.

– Профсоюзный – старейший из существующих, основан в 1860 году. Но сейчас он под угрозой исчезновения, – добавляет Алексеев. – Для развития там планируют построить гостиницу и коммерческие сооружения. Но именно так погиб Императорский яхт-клуб, который застраивают апарт-отелями: инфраструктуры практически нет, а к причальным стенкам из-за низкого Яхтенного моста теперь не может попасть большинство яхт. В Лахте, благодаря финансам «Газпрома», ситуация лучше, ожидаем развитую марину. Но число стояночных мест там тоже ограничено. Как и в «Балтийце», который, к тому же, на окраине.

Яхт-клуб «Крестовский», он же «Санкт-Петербургский», пострадал во время строительства стадиона: теперь там проблемы с береговой инфраструктурой. Под угрозой сноса частные клубы «Нева» и «Невка» в районе острова Бычий. Клубов при учебных заведениях не существует вовсе.

– Сейчас мы объединились с «Водоканалом», чтобы восстановить клуб «Кронштадтский берег», – отмечает Алексеев. – Идут проектные работы, надеемся, в следующем году будет готова первая очередь – детская школа. Но там нужные огромные вложения: гидротехнические сооружения полностью разрушены.

БЕЛОКАМЕННАЯ, СУДОХОДНАЯ

С самим флотом тоже проблемы. Частных яхт практически нет. А те, что есть, стоят на балансе крупнейших клубов и готовятся отметить, в лучшем случае, тридцатилетие. Из «новья» приобретают, в основном, детские яхточки.

Всего на учете в Петербурге стоит около пятидесяти тысяч маломерных судов, на которых ходят двести тысяч человек, в том числе пять тысяч – под парусом. Если семь лет назад парусным спортом занималось двести-триста детей, то сегодня маленьких яхтсменов в городе под тысячу.

– Из-за слабой инфраструктуры Петербург серьезно уступает крупным приморским городам по числу яхт и туристическим заходам, – рассказывает Алексеев. – В Хельсинки на каждого третьего жителя приходится катер или парусная лодка, клубов у них тридцать, заходов яхт – около десяти тысячи в год. В Таллин заходят четыре-семь тысяч яхт в год. У нас в прошлом году было шестьдесят штук.

В масштабах России город на Неве, безусловно, морская столица, которая опережает по количеству яхтсменов и Сочи, и Владивосток, и Калининград. При этом в Москве, где особо не разгуляешься, яхт-клубов… в пять-шесть раз больше.

– Дело в столичном законодательстве: там для строящихся яхт-клубов есть налоговые поблажки, – объясняет Алексеев. – Но главные наши проблемы – это застройка клубов и самих берегов. Если за границей у прибрежных территорий есть особый статус, то мы нещадно эксплуатируем их коммерческим жильем. Отрезаем народ от воды. К сожалению, есть даже дети, которые не знают, что наш город стоит у моря!

Позитив, конечно, присутствует. В 2014-ом парусный спорт стал для Петербурга базовым, северная столица принимает международные соревнования. Развивается буерный спорт, знаковый для города на Неве: именно на буерах в блокадный Ленинград по Дороге Жизни доставили первый хлеб.

– Городские власти уделяют парусному спорту все больше внимания. Правда, пока это выражается тем, что выделяют дополнительный миллион рублей к выделенным четырем. И это – на спорт высших достижений! – вздыхает Алексеев. – Пока мы сами по себе, чиновники сами по себе.

А В ЭТО ВРЕМЯ:

Балтийскую яхтенную неделю украсят световое и пиротехническое шоу на Неве

Дни с 13 по 19 августа в Петербурге пройдут под парусом: сердце морской столицы вместе с главной водной артерией, Невой, захватит очередная Балтийская яхтенная неделя. На днях Смольный объявил конкурс на организацию и проведение праздника яхт в рамках Санкт-Петербургской морской ассамблеи. Обещают, что мероприятие будет уникальным.

Недельное торжество, которое обойдется городу в десять с половиной миллионов рублей, развернется на пяти площадках. Главной из них станет акватория Невы от Дворцового до Троицкого моста: с 18 по 19 августа здесь пройдут несколько регат (на парусных лодках, парусных досках, кайтах), водно-световое шоу, пиротехническое представление, губернаторский смотр судов. Пару яхт выделят для всех желающих прогуляться по борту.

В одном из музеев Петербурга проведут конференцию и другие деловые мероприятия. Там же откроют выставку арт-объектов. Поговаривают, что этой площадкой станет Петропавловская крепость.

На набережной Невы откроют тематическую выставку: на стенды поместят фото и текст на русском и английском языках. Еще одно информационное пространство будет у одной из станций метро в центре. Плюс в завершении недели на пока не выбранной площадке проведут гала-ужин на сотню человек.

В прошлом году Балтийская неделя собрала шестьдесят тысяч зрителей. В этом прогнозируют еще больше.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

В Петербурге живет 90-летняя яхтсменка, которая до сих пор ходит под парусом

Однушка петербурженки Екатерины Кулаковой сплошь в кораблях: на стенах – парусники, на полках – парусники, на подушках – парусники. На двери – штурвал. А на кухне – на столе, на картинах на магнитиках, на холодильнике – матросы. Кулакова не просто любит море: она яхтенный капитан, который каждое лето отправляется в плавание. И да, сегодня Екатерине Яковлевне исполняется 90 (подробнее)