Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество15 мая 2018 22:11

Как «Джеймс Бонд» помогал советскому разведчику «Штирлицу» проникнуть в тыл к нацистам

Во время войны советских разведчиков забрасывали в оккупированные гитлеровцами страны с территории Великобритании
Павлу Фитину, начальнику внешней разведки времен Второй мировой войны, открыли в Москве памятник. Фото: Личный архив, Евгения ГУСЕВА

Павлу Фитину, начальнику внешней разведки времен Второй мировой войны, открыли в Москве памятник. Фото: Личный архив, Евгения ГУСЕВА

Сегодняшние новости об отношениях Москвы и Лондона не радуют: тут и безумный скандал с отравлением Скрипалей, и высылка дипломатов, и безудержная русофобия британских политиков. Но были времена, когда все обстояло по-другому! В годы Второй мировой войны СССР и Великобритания вместе боролись против Гитлера и действовали заодно даже на тайном фронте разведок. Об одной такой уникальной совместной операции спецслужб узнал известный телеведущий и бывший корреспондент «Комсомольской правды» Сергей Брилев, раскопавший подробности взаимодействия советского НКВД и британского управления специальных операций.

«Нелегалы» наоборот

Началась эта история в августе 1941 года, когда представители британской и советской спецслужб договорились наметить контуры будущего взаимодействия. Через месяц появился документ с витиеватым названием - «Запись того, на что согласились советские и британские представители в своих беседах по вопросу о подрывной работе против Германии и ее союзников».

Самым главным стало достигнутое соглашение об отправке наших разведчиков с британской территории в рейх и оккупированные немцами страны. До этого НКВД в основном организовывал сбор информации на захваченных нацистами землях через партизанские отряды, но ведь в Европе остались десятки агентов советской разведки, с которыми связь была потеряна с начала войны! Именно из Альбиона и было удобнее всего забрасывать связников к этим группам.

Всего в Англию разными способами доставили около 30 наших разведчиков. Причем подавляющее большинство нашими все-таки не были: среди них преобладали иностранцы, перебравшиеся в свое время в СССР и работавшие по линии Коминтерна. Но для британской стороны все из них получили русские имена. Известна практика советской разведки направлять за рубеж «нелегалов» - жителей СССР, которые выдавали себя за иностранцев - немцев, поляков, латиноамериканцев. А тут получились «нелегалы» наоборот.

Британские спецслужбы подготовили для них новые документы, помогли организовать дополнительное обучение. Они подозревали, что «русские» не совсем настоящие, но установить истинные имена гостей из Москвы смогли только после войны.

Операция «Кирка»

Англичане с юмором подошли к выбору кодовых обозначений для операций по заброске, присваивая им названия напитков или горных вершин. «Виски», «Содовая», «Тоник», «Монблан»... Весь же план по заброске советских разведчиков именовался «Кирка» - или, в некоторых вариантах перевода - «Ледоруб». Был ли тут намек на ликвидацию Льва Троцкого агентом НКВД с помощью этого инструмента, неизвестно...

Правда, сами союзники не особо друг другу доверяли. «Фактически противоречия между Британией и Советским Союзом так же велики, как между Британией и Германией. Не сомневаемся, что СССР является нашим другом только до тех пор, пока может извлечь пользу из этой дружбы», - писали британские разведчики из Москвы. «Особого доверия между спецслужбами нет», - вторил коллегам тогдашний начальник советской внешней разведки Павел Фитин. В Лондоне боялись, что после окончания войны «нелегалы» останутся в Европе и их «мечи» могут обратиться уже против самих англичан.

Советских агентов британцы разместили в графстве Бедфордшир. Там наших разведчиков дополнительно обкатывали и готовили к заброске. Ждать приходилось долго, одна из групп провела в Туманном Альбионе целых полтора года, прежде чем поступил приказ о начале операции. В Москве были недовольны такими темпами, но англичане не шли на уступки. Одной из причин было то, что аэродром Темпсфорд, откуда улетали в тыл к врагу наши люди, был очень загружен: оттуда же десятками направлялись агенты из самой Британии, а также из Канады, Норвегии, Польши.

В списках не значатся

Кто же эти люди, которых НКВД направлял в Англию? Об этих героях известно очень мало, и Брилеву вместе с его коллегой из Великобритании историком Бернардом О’Коннором пришлось по крупицам собирать информацию.

Одна из самых ярких личностей - Анна Успенская, она же Шифра Липшиц, она же Ханна - польская еврейка из Варшавы, которая успела побывать и в Париже, и в Палестине, и на гражданской войне в Испании, где погиб ее муж, командовавший дивизией. Когда ее забросили во Францию на катере британских ВМС, задачей Ханны была установка связи с опытным советским агентом под псевдонимом «Ром», возглавлявшим в Париже нелегальную группу, а также помощь агенту Густаву в налаживании радиосвязи с Москвой. Ханна успешно выполнила это задание, но, оставшись во Франции, начала участвовать в операциях по срыву поставок продовольствия в рейх. Во время очередной попытки поджечь партию зерна ее схватили немцы и после долгих пыток казнили.

Еще одной героиней стала Елена Никитина, она же Анна Ноффке, уроженка Австро-Венгрии. Будучи с молодости коммунисткой, она объездила всю Европу, работая по заданиям Коминтерна. После трех неудачных попыток ее все-таки удалось забросить самолетом на юго-запад Германии, правда, не совсем удачно. Напарника Никитиной быстро арестовали: собаки взяли след по запаху от бутылки бренди, разбившейся при приземлении. Сама разведчица успела проработать в тылу у немцев пять недель, но потом тоже была схвачена и казнена.

В списке агентов, заброшенных с помощью британцев, много имен, но информации об этих людях в открытом доступе почти нет. Многие личные дела хранятся даже не в разведке, а в архивах Коминтерна, поэтому еще предстоит кропотливая работа по поиску героев этой тайной войны.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей БРИЛЕВ, телеведущий, кандидат исторических наук:

Пора снять гриф секретности с подвига этих героев

- Такого уровня взаимодействия не было ни до, ни после. С помощью англичан и при их непосредственной поддержке в тыл к немцам были заброшены 34 разведчика-нелегала. Это уникальная история. На Западе про нее было написано «полторы книжки». Когда я обнаружил эти произведения и начал их читать, то нашел массу нестыковок, которые, правда, авторы сделали без злого умысла, просто не зная наших реалий.

Сергей Брилев, телеведущий, кандидат исторических наук.

Сергей Брилев, телеведущий, кандидат исторических наук.

Фото: Борис КУДРЯВОВ

Главное, чего я в этих книгах не увидел, - советской трактовки этого взаимодействия. Когда я поговорил со своим соавтором Бернардом О’Коннором, у меня возникла догадка: наверняка это были не кадровые разведчики, а бывшие коминтерновцы. Когда мы копнули эту информацию в архиве Коминтерна, имена очень многих из тех, кого направляли в Англию, там всплыли. Сейчас мы планируем написать книгу, чтобы рассказать об этих событиях, и, может быть, постараемся через год снять фильм. Очень много информации хранится в государственных архивах России и Великобритании, а также других стран, поэтому без их помощи нам будет невозможно восполнить некоторые пробелы. Думаю, уже пришло время снять гриф секретности с подвига этих героев!