Премия Рунета-2020
Воронеж
+10°
Boom metrics
Общество14 февраля 2018 12:33

Авиаинженер прокомментировал официальную версию крушения Ан-148, собранного в Воронеже

Экипаж должен был включить обогрев системы, которая определяет скорость
Эксперты Межгосударственного авиационного комитета начали работу по расшифровке данных бортовых самописцев. Фото: МАК

Эксперты Межгосударственного авиационного комитета начали работу по расшифровке данных бортовых самописцев. Фото: МАК

Специалисты МАК завершили расшифровку одного из "черных ящиков" Ан-148, рухнувшего в Подмосковье. По официальной версии, пилоты видели на датчиках "заниженную" скорость и пытались ее увеличить. Мы попросили прокомментировать эту информацию авиаинженера Андрея Яковлева, работавшего в Летно-исследовательском институте им. Громова.

- Версия МАК выглядит очень правдоподобной. Для определения скорости используется так называемая трубка приемника воздушного давления (ПВД). С ее помощью принимается полное давление (динамическое) и статическое. Эти данные обрабатываются с помощью системы воздушно-скоростных параметров. Выдается приборная скорость. Отсутствие этих параметров ведет к тому, что экипаж не видит скорость в рамках полета.

Для того, чтобы в сложных метеоусловиях не отказал ПВД (чаще всего это происходит из-за обледенения) на исполнительном старте при зачитывании карты контрольной готовности обязательно включается обогрев. Это обязательно - как «Отче наш». Кто-то из экипажа зачитывает наименования ПВД, и ему отвечают: «левый - включен, правый - включен».

Система воздушно-скоростных параметров разделена на три группы, каждая принимает данные от своего ПВД: командира, второго пилота и резервная. Сама система постоянно сравнивает показания разных ПВД. Как понять, что происходит что-то не то? Основанием является расхождение правого и левого индикаторов. Если машина замечает это во время обработки данных, она выдает предупреждающий сигнал: «Сравни скорость!» Если показания разнятся, нужно понять, где именно отображаются верные данные. Первое, что делается - проверяется обогрев.

Не могу сказать, был ли он включен. Обогрев мог отказать по какой-то причине. Члены экипажа нажимают кнопку и думают, что система действует (есть соответствующая индикация) - однако она на самом деле не работает.

Если же экипаж просто не включил подогрев ПВД - строго говоря, это преступление. Это обязательное условие перед взлетом в таких погодных условиях. Обледенение выступающих частей происходит сразу же после взлета.

Если было обледенение, то измерение воздушно-скоростных параметров производилось с ошибкой. Скорее всего, экипаж не видел ни горизонта, ни земли, поскольку стояла низкая облачность. Конечно, тут сыграла роль стрессовая обстановка. Согласно выводам МАК, один из индикаторов показывал, что скорость нулевая, другой - что она очень большая. Тогда экипаж решил, что скорость упала. Падение скорости очень опасно - самолет необратимо проваливается в штопор. Тогда они отдали штурвал от себя, чтобы разогнаться. Дальнейшее известно.

Представляю, как мог бы поступить в такой ситуации другой пилот. Он продолжил бы удерживать тангаж (угол - прим.), характерный для набора высоты, по гироскопическим приборам. Ты слышишь, что двигатели работают, видишь соответствующую индикацию. Нет оснований считать, что они не выдают тягу. Он просто вышел бы из облачности, поднявшись на другую высоту, и начал бы искать проблему.

Читайте также

Военный летчик: "Ан-148 мог рухнуть из-за проблемы с закрылками". Константин Золотухин уверен, что после взлета их почему-то не перевели в нейтральное положение.

Воронежский авиационный эксперт: «На разбившемся самолете Ан-148 стояли украинские двигатели». Специалист, пожелавший остаться неизвестным, сообщил, что 60 процентов комплектующих лайнера – иностранного производства.

Еще больше материалов по теме: «Пассажирский самолет Ан-148 потерпел крушение в Подмосковье»