Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Наука20 ноября 2017 15:30

Традиционные ценности связали с низким потреблением алкоголя

Чем больше в обществе ценится честолюбие и равноправие, тем больше там пьют мужчины. А где главенствуют уважение к традициям – женщины почти не потребляют спиртное.
Важные различия ученые нашли только между мужчинами и женщинами

Важные различия ученые нашли только между мужчинами и женщинами

Фото: Евгения ГУСЕВА

Группа психологов из Великобритании и Португалии установила, что существует взаимосвязь между важнейшими культурными ценностными ориентациями, присущими тому или иному обществу, и уровнем потребления алкоголя в нем. Так в обществах, где больше всего ценятся автономия, гармония, мастерство и равноправие, мужчины чаще любят «закладывать за воротник» (на потреблении алкоголя женщинами доминирование этих ценностей никак не сказывалось). Иная ситуация наблюдалась там, где в почете традиционные ценности: иерархия, принадлежность, коллективизм. Средний уровень потребления алкоголя в таких обществах ниже, главным образом за счет отказа женщин от спиртного. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Psychology.

Израильский специалист в области кросскультурной психологии Шалом Шварц разработал методику измерения культурных ценностных ориентаций. Она очень популярна в исследовании особенностей национального менталитета и широко применяется, например, учеными из Высшей школы экономики в России. Согласно ей существует 7 базовых ориентаций: принадлежность (подчинение, порядок, уважение традиций), интеллектуальная и аффективная автономия (удовольствия, увлекательная жизнь), иерархия (власть, покорность), равноправие (равенство и социальная справедливость), мастерство (честолюбие, профессионализм), гармония (единство с природой, мирная жизнь). И любой народ можно с их помощью оценить. А затем сравнить выраженность тех или иных ценностей с уровнем экономического развития или соотнести с типами доминирующих политических систем.

Британские психологи решили установить, как главенствующие ценности связаны с потреблением алкоголя в той или иной стране. Для этого они собрали открытые статистические данные по продажам спиртного и результаты опросов по методике Шварца для 74 государств мира. Для установления взаимосвязей использовались корреляционный и регрессионный анализ.

Выяснилось, что частота и объем потребления спиртных напитков выше в тех странах, где важнейшими считаются автономия и гармония, тогда как в государствах с доминирующими ценностями иерархии и принадлежности он ниже. Важный момент, вовлеченность в распитие алкоголя не зависела от уровня доходов или образования. Иными словами, одинаково образованные и состоятельные люди из стран с разными культурными ценностными ориентациями будут в среднем пить в соответствии с уровнем, характерным для данного менталитета.

Важные различия ученые нашли только между мужчинами и женщинами. В странах с приоритетом ценностей свободы, равенства, удовольствия от жизни мужчины пили больше, тогда как на женщин они почти не оказывали влияния. А вот в государствах с традиционными ценностями главным изменением было крайне низкое потребление алкоголя именно «слабым» полом.

Ученые воздержались от какой-либо содержательной интерпретации полученных данных. Однако можно предположить, что в обществах, где господствует традиционный консервативный порядок, а во главу угла ставится покорность и подчинение авторитетам, женщины находятся в угнетенном положении и не могут иметь широкого доступа к условно «мужским» удовольствиям. Другой момент, опущенный авторами, доминирующая в той или иной стране религия. Ряд ценностей «традиционного» полюса разделяются такими религиями как ислам, крайне негативно относящимися к потреблению алкоголя.