Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Политика22 мая 2017 9:47

Как скрестить кудринского «ужа» с медведевским «ежом»

У России сейчас сразу 3 плана — как поднять экономику до 2025 года. По какому из этих путей пойдет страна — налево, направо или прямо?
Судя по фото из резиденции президента Бочаров ручей, перед Путиным толстенный «гроссбух», принесенный Медведевым. Особых подробностей об этом плане не последовало

Судя по фото из резиденции президента Бочаров ручей, перед Путиным толстенный «гроссбух», принесенный Медведевым. Особых подробностей об этом плане не последовало

Фото: Михаил Климентьев/пресс-служба Президента РФ/ТАСС

Премьер Дмитрий Медведев представил президенту Владимиру Путину план действий правительства до 2025 года. Президенту предстоит, на самом деле, сравнивать три плана развития экономики. Ранее была презентована «Стратегия роста» Столыпинского клуба и бизнес-омбудсмена Бориса Титова. До конца мая будет завершена работа над «планом Кудрина» Центра стратегических разработок. Насколько они будут совместимы? Народу хотелось бы подробностей.

Судя по фото из резиденции президента Бочаров ручей, перед Путиным толстенный «гроссбух», принесенный Медведевым. Особых подробностей об этом плане не последовало. Разве что премьер обещал, не называя конкретных цифр, что «где-то в период 2019-2020 годов» темпы роста российской экономики должны быть не ниже среднемировых. На что Путин заметил, что надо детали проработать с экспертами.

В текущем году среднемировые темпы ожидаются на уровне 2,7-3,4% (прогнозы Всемирного банка и МВФ). По сравнению с прогнозируемыми российскими 1,3-1,7%. За счет чего через два года произойдет удвоение роста, если верить планам правительства?

В плане Медведева, по имеющимся сведениям, основной упор сделан на собственно экономику. Очевидно, прежде всего на рост инвестиций. Уже не первый год говорят о повышении их уровня с 18 до 25% или даже 30%, но выше 20% не поднялись ни разу. При этом та же «Стратегия роста» предлагает в данном плане заметное увеличение бюджетных расходов (там на них сделан специальный акцент), стимулирование спроса и облегчение кредитования (считая необходимым для этого уже сейчас понизить ключевую ставку ЦБ до 8,5%). Также, помимо сугубо экономических разделов (включая налоговую реформу) в этом плане есть предложения по снижению давления на бизнес, по судебной реформе, реформе уголовного экономического законодательства и даже «созданию системы управления стратегическим развитием». То есть посыл в том, что сугубо экономическим мерами роста не добиться.

Столыпинский клуб более конкретен в цифрах обещанного экономического роста, суля уже в 2018-2019 годах 3,5-5%, а к 2025 году выход 5-6% и увеличение доли России в мировом ВВП с 3,3% до 3,9% к 2025 году и до 4,5% к 2035 году.

Скорее всего не мене амбициозные цифры появятся и в плане Кудрина. При этом он делает акцент на рост производительности труда (Титов говорит о создании миллионов «высокопроизводительных мест») и инвестициях в «человеческий капитал: рост расходов бюджета на образование должен быть увеличен до 4-4,7% ВВП к 2025 г. (сейчас 3,7%), на здравоохранение до 4-4,3% ВВП (сейчас 3,9%). Также он предлагает повысить пенсионный возраст до 63-65 лет («столыпинцы» считают это пока излишним).

В предложениях по институциональным реформам, очевидно, будет одно из главных отличий в планах правительства и Кудрина. До сих пор правительство фактически ведь избегало этих тем, предпочитая не вмешиваться в «прерогативы президента». Притом что все предприниматели в голос говорят, что, к примеру, без судебных реформ и надежной защиты прав собственников дальше – никуда. Кудрин поэтому также обещал представить предложения по реформам судебной системы, правоохранительных органов и даже в области внешней политики. Кудрин считает сложившуюся систему госуправления «старой скрипучей машиной, которую вечно заносит не туда, и которая не может тормозить». Хотя сам он, будучи много лет министром финансов, и являлся, по сути, одним из создателей этой «скрипучей машины». Будет ли его план предусматривать радикальное сокращение численности бюрократии? Ведь, по данным того же Кудрина, не более 40% госслужащих занимаются прямыми обязанностями, остальные – тем, что называется по-умному «кризис-менеджментом», а по-простецки бюрократической суетой, авралами и выполнением экстренных поручений вышестоящего начальства.

Кудрин теперь, кстати, сблизился с позицией Титова в том, что облегчение кредитования - один из ключевых факторов стимулирования роста, но надеется тут не столько на госфинансирование, сколько на снижение инфляции.

А вообще, конечно, все 3 программы надо бы выносить на обсуждение не только узкого экспертного сообщества, но и широкой публики. Не исключая в том числе и парламентские обсуждения. С публичной защитой авторами ключевых положений своих программ. Они же ведь не для себя их написали, а для страны. Делать вид, что все 3 программы абсолютно совместимы друг с другом – наивно. Хотя, конечно, отечественной бюрократии удавалось скрещивать и не таких «ужей с ежами». Но только на бумаге. А не в жизни.