Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Наука18 июня 2015 12:00

Софья Ковалевская: Первая женщина-профессор

Ее называли принцессой математики, ради нее изменили устав Российской академии наук [видео]

Нельзя, не принято, не положено, не удавалось до сих пор никому... Но хочется так, что невозможно сопротивляться, увлекает до такой степени, что больше ни о чем думать не получается. Все достижения русского математика Софьи Ковалевской строятся на этом противоречии.

В России женщинам не разрешают учиться в университетах? Значит, я поеду в Европу. Загранпаспорт не дают без согласия родителей или мужа, а мама с папой на странные причуды дочери добро не дают? Хорошо, тогда надо выйти замуж. Не влюблена? Что ж, готова на фиктивный брак - лишь бы найти возможность заниматься любимой математикой. В итоге Софья уехала и из родового имения в Витебской губернии, и из Москвы, училась в Гейдельбергском и Берлинском университетах.

"Стоит только коснуться математики, и я опять забуду обо всем на свете!.. Любовь к математике проявилась у меня под влиянием дяди Петра Васильевича Корвин-Круковского... от него мне пришлось впервые услышать о некоторых математических понятиях, которые произвели на меня особенно сильное впечатление.

Загранпаспорт не дают без согласия родителей или мужа, а мама с папой на странные причуды дочери добро не дают? Хорошо, тогда надо выйти замуж.

Загранпаспорт не дают без согласия родителей или мужа, а мама с папой на странные причуды дочери добро не дают? Хорошо, тогда надо выйти замуж.

Дядя говорил о квадратуре круга, об асимптотах - прямых линиях, к которым кривая постепенно приближается, никогда их не достигая, и о многих других совершенно непонятных для меня вещах, которые тем не менее представлялись мне чем-то таинственным и в то же время особенно привлекательны...

Многие, которым никогда не представлялось случая более узнать математику, смешивают ее с арифметикой и считают ее наукой сухой и бесплодной. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и... нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе", - рассказывала о себе Ковалевская.

Необычная страсть для юной девушки! Даже в XXI веке, когда никто не мешает прекрасному полу поступать на мехмат и физфак, управлять самолетами и летать в космос, у большинства девушек восторг вызывают все же совсем не асимптоты и квадратура круга. В русском языке и сейчас нет женского рода для слова «математик»! Математичкой называют учительницу, да и то неофициально. А для ученого (ученой? Та же проблема!) уровня Ковалевской этот термин явно не подходит.

В этом доме родилась Соня Корвин-Круковская.

В этом доме родилась Соня Корвин-Круковская.

А уж полтора века назад Софья Ковалевская со своей страстью и талантом к математике была личностью уникальной. Собственно, такой она и осталась в истории мировой науки. Первая в мире женщина - профессор математики, в России - вообще первая женщина-профессор, первая женщина - член-корреспондент Российской академии наук. Чтобы присвоить Ковалевской это звание, пришлось изменить устав академии.

Геттингенский университет присвоил россиянке звание доктора философии и магистра изящных искусств - Ковалевской было 24 года. В 31 год она стала приват-доцентом Московского математического общества. В 34 - профессором Стокгольмского университета.

Как учиться Ковалевская была вынуждена за границей, так и работать. "По давно заведенному у нас, русских, обычаю, ее гениальные математические способности должны были быть оценены сначала за границей; и только после всех ее совершенно исключительных заграничных триумфов, перед самой смертью, …она удостоилась избрания в члены… Академии наук!", - пишет о Ковалевской Елена Рерих.

Мало того, члена-корреспондента Ковалевскую, всем научным миром признанную и уважаемую, в России на заседания Академии наук не пускали. «Не в обычаях», - было сказано Софье Васильевне. Ей не разрешили преподавать в университетах ни в Санкт-Петербурге, ни в Москве, не допустили даже на Высшие женские курсы, сколько бы она ни ходила на приемы к президенту Российской академии наук великому князю Константину Константиновичу. Лучшая должность, которую могли предложить обладательнице престижнейших научных премий, - учитель арифметики в гимназии. Математичка!

В Стокгольмском университете Sonia Kovalevskiy (так звали ее в Европе) получила должность профессора математики. Преподавала там на немецком и шведском языках, прочитала двенадцать различных курсов по математике. Кстати, иностранные языки она осваивала очень легко. Почти все научные труды писала на немецком и французском. На шведском написан ее роман "Семья Воронцовых". А жила в постоянных разъездах: Германия, Россия, Франция, снова Россия, Швеция…

"Я получила в наследство страсть к науке от предка, венгерского короля Матвея Корвина; любовь к математике, музыке и поэзии - от деда… астронома Шуберта; личную любовь к свободе - от Польши, от прабабки-цыганки - любовь к бродяжничеству и неуменье подчиняться принятым обычаям; все остальное - от России", - пишет Ковалевская.

Кроме природного таланта, есть и другие версии экстраординарных успехов Софьи. Родители ждали мальчика, дочку откровенно недолюбливали, и своими успехами в уважаемой отцом арифметике она старалась хоть как-то добиться любви. Впрочем, домашнее образование в имении Корвин-Круковских в Витебской губернии ей дали отличное - с Соней занималась английская гувернантка, восемь лет по программе мужской гимназии ее обучал Иосиф Малевич. С пяти лет Сони писала стихи и мечтала стать поэтессой.

А еще стены детской были оклеены не цветными обоями с цветочками и медвежатами, а страницами из лекций о дифференциальном и интегральном исчислении. Вышло так случайно, просто обоев купили меньше, чем нужно. А Соня смотрела на непонятные знаки очень внимательно, как завороженная. И потом с такой легкостью освоила дифференциальные уравнения, что педагоги только разводили руками: девушка словно заранее все знала!

"В детстве решения самых сложных задач иногда вставали в ее мозгу мгновенно, также иногда она видела цифры и формулы как бы начертанными перед нею", - так описывает талант Ковалевской Елена Рерих.

Главное научное достижение Софьи Ковалевской - решение задачи о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки. Точнее, она нашла третий случай разрешимости этой задачи. Первые два были найдены Эйлером и Лагранжем - признанными классиками математики. Одна из теорем в аналитической теории дифференциальных уравнений называется теоремой Коши - Ковалевской - по именам француза и русской, почти одновременно нашедших решение.

Но, пожалуй, еще важнее пример Софьи для талантливых девушек не только в России, но и во всем мире. Она, по сути, открыла женщинам дорогу в университеты и в точные науки.

Престижнейшую математическую премию Бордена Парижской академии наук присуждали анонимно (это было в 1888 году). Знай светила из жюри имена участников конкурса, еще неизвестно, не поддались ли бы они влиянию стереотипов. Но они выбрали лучшую работу, оценили еще важность и высочайший уровень и решили выплатить победителю премию не в 3 тысячи франков, как обычно, а пять тысяч. И только тогда вскрыли конверт с именем нового математического гения. Софья Ковалевская!

"Я поехала в Париж, чтобы присутствовать на назначенном по этому поводу заседании Академии наук. Меня приняли чрезвычайно торжественно, посадили рядом с президентом, который сказал лестную речь, и вообще я была осыпана почестями", - с гордостью писала Ковалевская.

Еще одну значимую премию присудила Ковалевской Шведская академия наук - за другую работу о вращении твердого тела. Ее стали называть принцессой математики. "Математика привлекала меня больше философскою своею стороною и всегда представлялась мне наукою, открывающей совершенно новые горизонты", - писала Софья Васильевна в своих воспоминаниях.

Она еще и талантливая писательница. Драму Ковалевской «Борьба за счастье» с успехом ставили в российских театрах. Она написала повесть «Нигилистка. Вера Воронцова», публиковалась не только в математических, но и в публицистических журналах.

Ковалевская не отличалась классической красотой, как бы сейчас сказали, модельной внешностью. Но впечатление на мужчин произвести могла.

Ковалевская не отличалась классической красотой, как бы сейчас сказали, модельной внешностью. Но впечатление на мужчин произвести могла.

Единственное уравнение, которое Софья так и не смогла решить, - это формула женского счастья со множеством неизвестных и производных. В юности Соня Корвин-Круковская влюбилась в Федора Достоевского. А он предпочел ее старшую сестру Анну.

Вот как Ковалевская вспоминает о своей первой встрече с Федором Михайловичем: "Неужели ему уже 43 года! - думала я. - Неужели он в три с половиной раза старше меня и больше чем в два раза старше сестры! Да притом еще великий писатель: с ним можно быть совсем как с товарищем!" И я тут же почувствовала, что он стал мне удивительно мил и близок".

"Она благоговела не только перед его гениальностью, но и перед теми страданиями, которые он вынес. Ее собственное одинокое детство, постоянное сознание, что она в семье менее любима, чем другие, развили ее внутренний мир гораздо сильнее, чем это обыкновенно бывает у девочки ее лет. С самого раннего возраста сказывалась в ней потребность к сильной, исключительной, всепоглощающей привязанности… Она сосредоточила все свои мысли, все силы своей души на восторженном поклонении первому гениальному человеку, которого она встретила на своем пути. Она все время думала о Достоевском", - это слова Ковалевской о ее первой любви.

Выйти замуж за палеонтолога и издателя Владимира Ковалевского восемнадцатилетняя Софья согласилась ради возможности учиться в Европе. Они друзья, у них общие интересы, они вместе ходят на лекции Сеченова в Москве, работают добровольцами в госпитале для парижских коммунаров во Франции и очень стараются превратить свой фиктивный брак в нормальную семейную жизнь. У них родилась дочь, тоже Софья.

Но Владимир затеял неудачный бизнес, промотал наследство молодой жены и покончил с собой. Дочке Ковалевских было пять лет, и профессуры в Стокгольме Софья изо всех сил добивалась еще и потому, что надо было кормить и растить ребенка.

Ковалевская не отличалась классической красотой, как бы сейчас сказали, модельной внешностью. Но впечатление на мужчин произвести могла - кто-то относился к ней на равных, как к умному собеседнику и хорошему другу, кто-то даже побаивался ученой дамы.

Софья Васильевна была знакома со всеми виднейшими российскими учеными: Менделеевым, Боткиным, Бутлеровым, Столетовым, Сеченовым, Чебышевым. Когда Ковалевская, уже прославленный профессор Стокгольмского университета, ненадолго приезжала Москву, ей хотели представить Константина Циолковского. Но тот так и не решился - оробел и сослался на свое «убожество» и «дикость».

Софья Васильевна Ковалевская открыла женщинам дорогу в университеты и в точные науки.

Софья Васильевна Ковалевская открыла женщинам дорогу в университеты и в точные науки.

В 38 лет математик Ковалевская собиралась замуж во второй раз - за Максима Ковалевского, дальнего родственника своего первого мужа. Но не сложилось. Как считают биографы Ковалевской, из-за ее стремления к идеалу и безупречности во всем. В идеальном обществе, по описанию Софьи, «все живут для всех, а двое влюбленных - друг для друга».

Умерла Ковалевская рано и по нелепой случайности. По дороге из Франции в Швецию простудилась и слегла. Врач поставил неверный диагноз - лечили почки, а у нее оказалось тяжелейшее воспаление легких.

Свою судьбу и поступки других людей профессор Соня пыталась объяснить законами математики. Для этого использовала работу Пуанкаре о дифференциальных уравнениях. Дифференциалы, или, геометрически, кривые, идут своей извилистой дорогой (это судьба, предопределяющая события в нашей жизни), пока не доходят до точки раздвоения - бифуркации. И вот тут-то у человека появляется выбор, он может пойти в жизни дальше тем или иным путем.