Премия Рунета-2020
Красноярск
+6°
Boom metrics
Общество8 июня 2012 8:38

Как удалось спастись из страшного пожара в Тыве шестерым десантникам-парашютистам

Одного из них спасло настоящее чудо [фото, видео]

Республиканская больница Кызыла, реанимация. На койке, весь забинтованный, лежит обгоревший человек без лица… Это Сергей Падерин, один из парашютистов-десантников тывинской авиабазы охраны лесов от пожара федерального агентства лесного хозяйства, которого 6 июня внесли в список погибших.

А он вышел из горящей тайги к людям – обгоревший, задыхающийся, но живой! Позади, в полыхающем лесу, остались восемь его погибших товарищей…

Лужа спасла жизнь

Это невероятная история спасения человека, который был обречен. 4 июня Сергей и его товарищи, парашютисты-десантники, высадились в горящем лесу в труднодоступном районе Тывы, чтобы остановить огонь, пожирающий заповедный лес и подбирающийся к одному из поселков. Два дня прошли относительно спокойно. А 6 июня внезапно пожар стал верховым - огонь перекинулся на верхушки деревьев, накрыл лес и людей огненной шапкой. Пять человек успели выбежать. Девять остались в горящей тайге, среди них – Сергей. Вместе с ребятами он пытался убежать от стены огня. Они не смогли… Сергею жизнь спасла грязная и мелкая, по колено, лужа, которая встретилась на пути. Он бросился в нее, когда сверху его накрыло пламя…

- Мы бежали, как могли, бежали, - из-под бинтов он смог произнести несколько слов. - В воду, просто… удачно… лужа… я в луже крутился. Где прижигает, там крутился, как змееныш на себя лил, потому что там лицо не опустишь. Ноги целы, а плечи пострадали, и лицо. Никто не ожидал вообще, неожиданно… Там рядом озеро, с озера начался сильный ветер, и пошло. Мы с 4 числа там были. Лес не горел, бывало местами раз-два вспыхнет верховым и все. А тут он выгорел сильно…

Дети погибших будут получать зарплату отцов

Пятеро пожарных-десантников, оставшихся в живых во время страшного лесного пожара в Тыве, уже вернулись домой. Встречал их в аэропорту глава республики Шолбан Кара-оол.

- Я считаю, что ребята сделали все, что могли – до последнего боролись с огнем, выполняя свою работу. Это героический поступок, и я буду ходатайствовать о присвоении им посмертно правительственных наград, - пообещал Шолбан Кара-оол. - С коллегами их мы уже решили, что имена погибших будут навечно внесены в списки бойцов тувинской лесоохраны, чтобы память о них сохранялась. Их детям до совершеннолетия будет выплачиваться средняя зарплата, которую получали на службе отцы. Я бы очень хотел, чтобы гибель ребят отрезвила тех, кто идет на природу ради хохмы, ради того, чтобы там посмеяться, и после себя оставить выжженную землю. Это приводит к такому человеческому горю. Это приводит к потерям, которые невосполнимы. У нас на всей территории объявлена чрезвычайная ситуация, 5-я категория опасности. Призываю всех граждан республики к тому, чтобы воздержались от посещения леса и по возможности поддержали усилия, направленные на защиту природы.

Четверо выживших десантников - Байлак Тонгурбан, Владимир Федоскин, Константин Хайрудинов, Максим Трухин, сейчас в Шагонаре (здесь они работают в отделении Тувинской авиабазы охраны лесов). Еще один спасшийся – Андрей Дорзубей – улетел в Кызыл.

Выжившим придется опознавать погибших друзей

- Вы извините, у меня мало времени, - сразу предупредил десантник Владимир Федоскин, когда мы ему позвонили. – Жду, когда за мной приедут, полетим на опознание.

Владимир говорит короткими фразами. Чувствуется по голосу, что он собран и не позволяет себе раскисать. Опыт. В авиалесоохране он работает уже не один десяток лет, прошел, что называется, и огонь, и воду…

- Мы ничего не могли сделать, - вдруг признается он. – Все случилось очень быстро. Ветер переменился, огонь попер прямо на нас. Место очень трудное – скалы, бурелом… Поэтому и отправили десантников – туда не подступиться.

Максим работал всего две недели

Еще одного спасшегося, Байлака Тонгурбана, мы застали на работе.

- Объяснительные пишу: как да что произошло… - Когда я зашел домой, жена в первые секунды не могла выговорить ни слова, а потом разрыдалась, - вспоминает Байлак Тонгурбан.

Родные спасателя собрались за столом. Он получился поминальным: восемь коллег Байлака не вернутся в свои семьи. Почти все – молодые ребята, которым еще бы жить и жить. Те, что остались в живых, испытали настоящий шок. Один из выживших, Максим Трухин, всего две недели работает в лесоохране.

- Его 28 мая на работу приняли, даже адреса и телефона пока в личном деле нет, только-только оформлять начали, - рассказали в отделе кадров лесопожарной охраны Тывы. – Но мы знаем, что Максим уже дома, в Шагонаре.

В ближайшее время все выжившие десантники пройдут курс реаблитации

В ближайшее время все выжившие десантники пройдут курс реаблитации

- Молодой парнишка еще совсем. Это его первый пожар был. Накануне отлета нам начальник его за руку буквально привел, сказала, вот вам человек на стажировку, - говорит Байлак Тонгурбан. Мы, когда домой летели, спросили, не собирается ли он увольняется после всего этого. Он ответил, что нет. Слава богу, для него все закончилось благополучно.