И так чудовищный 2020 год едва не обзавелся еще одной катастрофой. На гонке «Формулы-1» в Бахрейне болид «Хааса» под управлением Ромена Грожана после контакта с машиной российского пилота Даниила Квята вылетел в отбойники и взорвался. Но гонщику удалось выжить. Он сам выбрался из полыхающих обломков машины, и сумел избежать серьезных травм.«Хаас» опубликовал данные, благодаря которым можно осознать масштабы аварии. Машина с Роменом Грожаном влетела в отбойники на скорости 221 км/ч. Перегрузки в момент столкновения составляли 53g. Жар от пламени был таким сильным, что оплавился визор шлема. Сам Грожан выбирался из машины 32 секунды. Но каким-то чудом у гонщика не оказалось ни одного перелома. У него только лишь на руках ожоги второй степени.Систему «Halo» ненавидели, но спасла жизньА еще пару лет назад такое столкновение почти гарантированно стало бы смертельным. Но во-первых, Грожан спасся благодаря системе «Halo». Это такие железные дуги, расположенные на болидах перед гонщиком. Они появились только в 2018 году, и фанаты Ф1 их просто ненавидели – считали, что они уродуют машины. Но гонки стали слишком быстрыми и опасными. Любая отлетающая от впереди идущих машины деталь превращается в смертельный снаряд и были случаи, когда гонщики травмировались или даже погибали из-за обломков или колес.И тогда организаторы гонок стали рассматривать средства защиты. Предлагались разные лобовые стекла, но решили, что лучше всего работает система «Halo». Она отлично оберегает от крупных обломков, выдерживает удары от 8 до 12 тонн, выбираться из под нее пилот должен за 7 секунд, и стоит она всего 30 тысяч долларов.Главным недостатком двух наваренных вместо лобового стекла дуг считалась их не эстетичность. Гонщики один за другим жаловались на это уродство, и организатором пришлось даже идти на подлоги и убирать негативные отзывы из отчетов, чтобы протащить эту систему безопасности через все согласования. Но теперь споры в прошлом. «Я сам был против этой системы, но если бы не она, я бы сейчас не разговаривал с вами», - признался выживший Грожан в ролике, выложенном в инстаграм.Огнеупорный костюм не защитил только рукиЕще один фактор, который помог гонщику выжить – огнеупорный костюм. Считается, что комбинезоны, в которые облачены пилоты и техники, весят до 1,5 кг, стоят тысячи долларов и должны выдерживать 11 секунд при температуре 800 градусов Цельсия. Грожана выбирался из горящей машины дольше, но у него пострадали только незащищенные костюмом кисти рук – врачи диагностировали ожоги второй степени.Шлем оплавился, но выдержалА кроме того Грожан уцелел благодаря шлему. В «Формуле-1» шлемы делают из 17 слоев, они выдерживают попадание свинцового шарика на скорости 500 км/ч и весят более 1 кг. Головные уборы должны защищать пилота минимум 30 секунд от открытого огня. И на примере Грожана было видно, что шлемы справляются с этой задачей. Маршалы отмечают, то визор оплавился и потемнел, но дым под шлем не проник.Рассматривая груды бесформенного метала, в которые превратился болид после столкновения, сложно поверить, что больше никаких травм у гонщика нет. Проведя полминуты в огне, он отделался шоком. Так что Ромен Грожан может смело считать 29 ноября вторым своим днем рождения.