Игорь ФЕКЛИСТОВ
Трасса М-4 «Дон»: Путешествие из сердца России на курортный юг
Наши корреспонденты проехали по самой популярной дороге страны вместе с участниками автопробега кинофестиваля Bridge of Arts
Трассу М-4 «Дон» часто называют едва ли не главной автомобильной дорогой России. Она связывает Москву с югом страны: Ростов-на-Дону, Краснодар, Сочи, через Керченскую переправу — Крым. Летом трафик М-4 вырастает в несколько раз, за счет машин, на которых россияне устремляются на черноморские курорты. На трассе сейчас действуют девять платных участков, пущенных в обход городов Подмосковья, Тульской, Липецкой и Воронежской областей. Автомобилистам-путешественникам это здорово экономит время. Без пробок, без нервотрепки, по идеальной дороге. Корреспонденты «Комсомолки» решили протестировать трассу М-4 «Дон».
Тем более, что и повод подоспел: из Москвы в Ростов-на-Дону выдвинулся автомобильный караван с участниками кинофестиваля Bridge of Arts. В их числе популярные актеры: наш человек в Голливуде Олег Тактаров (на фото — второй слева) и звезда «Секретного фарватера» Анатолий Котенев (крайний справа). Итак, впереди тысяча с лишним километров до Ростова. Хорошая погода, прекрасная компания и — Дорога!
Международный фестиваль мотивационного кино Bridge of Arts проводится уже третий год подряд. Олег Тактаров — президент фестиваля. А группа компаний «Автодор», занимающаяся развитием сервисной инфраструктуры трассы М-4, — стратегический партнер.
Собственно, поэтому брутальный актер и решил отказаться от двухчасового перелета на берега Дона, а рванул из столицы в Ростов на машинах. Чтобы проверить дорогу на себе.
Через несколько километров от МКАД первый «шлюз» — «ворота», через которые автомобили проезжают на платный участок.
Разговорились с одним из водителей. Парень по делам как минимум раз в месяц мотается из Ростова в Москву на легковушке и обратно.

— Конечно, в последнее время всегда езжу по «платнику», — говорит Сергей. — Потому что так проще. Я засекал: раньше у меня по альтернативным дорогам путь до Ростова занимал 18 часов. И это я постоянно ехал, только пару-тройку раз у кафе останавливался. А теперь — 12 часов максимум. Есть разница, согласись. Экономлю шесть часов. Причем, все время еду по хорошей дороге, без светофоров, в объезд городов, не стою в пробках.
На всем протяжении трассы — удобная навигация. Придорожные знаки. Ничего важного не пропустишь. В какую сумму обойдется для вашей машины проезд по платному участку.
Где начинается платная трасса, где можно съехать на бесплатную, где — выбросить мусор.
Время от времени над дорогой мелькают большие электронные табло с меняющимися буквами. Здесь указывается, какая предельная скорость разрешена на участке. Также на этих табло в случае необходимости появляется информация о погодных условиях, система обращает внимание на то, что впереди авария или ремонт полотна. Плюс — телефон службы аварийных комиссаров: 8 (800) 707-23-23.
Вдоль дороги — небольшие «телефонные будки» с надписью SOS. Это тоже для связи с аварийными комиссарами.
Это еще один большой плюс платной трассы — здесь всегда поблизости есть люди, которые могут оперативно прийти на помощь. Звонок поступает к диспетчеру и тот направляет к водителю, которому нужна помощь, ближайшего комиссара.

Это совершенно бесплатная услуга. Аварийный комиссар может помочь поменять колесо, накачать шину, у него с собой набор инструментов, которые могут пригодиться в дороге. Если у вас кончился бензин, он может отвезти вас до ближайшей заправки и вернуть к машине назад.
А еще у аварийного комиссара в багажнике аптечка. В случае ДТП, он может оказать первую помощь — забинтовать рану, наложить жгут.
Часа через полтора пути у нас еще одна остановка. На 133 километре трассы находится один из пунктов продажи транспондеров — это компактные передатчики, которые дают возможность оплачивать въезд в платную зону без всяких лишних заморочек.
Сюда попить кофе с коллегами подъехала Алена Бабенко, звезда «Водителя для Веры» и «Каникул строгого режима». Актриса — водитель с 15-летним стажем. Много времени проводит за рулем. Бешеный ритм: разъезды, гастроли, часто мотается из Москвы в Шереметьево по платному отрезку М-11, но — признается — транспондера у нее до сих пор нет.
— Алена, это удобно, — объясняет Тактаров. — Просто прикрепляешь эту штуку к зеркалу заднего вида в салоне. Подъезжаешь к шлюзу, никуда не жмешь, ничего не делаешь, с транспондера просто списываются деньги за въезд, ты красиво поправляешь вуаль, — смеется, — и перед тобой поднимается шлагбаум!
И не нужно лезть в бумажник за купюрами, а потом ждать, когда оператор отсчитает тебе сдачу. А тут сумма списывается дистанционно, дело двух секунд.
Кроме того, оплачивать «платник» транспондером еще и дешевле. По участкам на территории Московской области устройство дает скидку до 50%. На всей остальной территории — 20%. А еще есть программа лояльности. Если часто едешь — копишь баллы, которые затем можно обменять на дополнительную скидку.
Алене Бабенко, кстати, транспондер преподнесли как презент. И, несмотря на то, что выпустили его для дороги М-4, им можно пользоваться на платном участке трассы М-3 «Украина» в Калужской области и двум действующим участкам новой дороги «Москва — Санкт-Петербург».
Устройство для легковушек стоит 1000 рублей. Плюс 500 рублей нужно сразу положить на счет. А далее пополнять баланс можно любым привычным способом — через мобильное приложение «Автодор», мобильные приложения банков, терминалы «Элекснет».

— У меня дорога из Москвы в Ростов через транспондер обходится примерно в 600 рублей, — рассказывает 45-летний водитель Роман Старыгин. — Лично я считаю это приемлемым.
Кстати, транспондерами сейчас пользуется в России почти миллион водителей.
За окошком мелькают пейзажи. Леса. Поля. И стремится к самому горизонту дорога. А мы катим по ней. В Тульской области проскакиваем (в обход) Богородицк, Ефремов. В Липецкой — Елецк.

В разговорах с автоэкспертами в последнее время очень часто звучит словосочетания «культура вождения». У нас ведь как… Выехал из Москвы, на трассу, и рванул, вдавив педаль газа в пол до упора. Много-много часов без передышки, доводя себя до состояния зомби. Увы, так поступают почти все отпускники, решившие добраться до курорта на авто. Хотя если подумать — зачем гнать, сломя голову? На той же трассе М-4 столько всего можно посмотреть! Это же не просто дорога. Это нить, которая связывает в одно целое большой список самых разных достопримечательностей.
Во-первых, это интересно. Тем более, если вы едете с детьми. Хорошая возможность познакомить их с культурой великой страны, объектами из самых разных эпох. Во-вторых, хотя бы из соображений безопасности нужно делать паузы, отдыхать. Пусть это будет автотуризм! А ведь как это просто: заранее составить план остановок, разбить дорогу на несколько отрезков. Здесь мы посмотрим то-то, там — то-то.

Поэтому мы заранее договорились, что в Задонске обязательно нужно будет свернуть с трассы. Обязательно! Маленький городок, который начался в 1610 году с деревянного храма, поставленного двумя монахами на берегу, где река Тешевка сливается с Доном…
Задонск. Название — потому что город стоит за Доном. Раньше здесь была условная граница Руси. Еще несколько веков назад территорию, которая начиналась за великой рекой, называли Диким полем. Отсюда на русские княжества шли набегами кочевники — хазары, печенеги, половцы, позже — крымско-татары. Для защиты от них в 16 веке и начали возводить цепь крепостей. Нынешние города, ведущие свою летопись с тех самых времен, — Орел, Воронеж, Елец, Белгород.
Задонск сегодня ежегодно привлекает десятки тысяч православных паломников. Поклониться сюда святыням едут со всей России.
Здесь стоит знаменитый Богородицкий мужской монастырь. Основали его монахи Кирилл и Герасим, пришедшие в эти места из Сретенского монастыря в Москве со списком Владимирской иконы Богоматери. Монастырь рос, развивался. Но в конце 17 века был полностью уничтожен огнем — все постройки тогда еще были из дерева. Однако здешняя святыня, икона Богоматери, осталась невредимой.
Храмы и колокольни монастыря давно уже каменные, монументальные. Сопровождающий нас монах рассказывает, что после революции братство разогнали, а здания храмов использовали без всякого почтения. В одном устроили ангар для сельхозтехники. В другом — консервный завод, где выпускали кабачковую икру…
— У нас так же было, — хмуро кивает головой Олег Тактаров. Не все знают: актер родом из Сарова, где в монастыре жил преподобный Серафим Саровский, один из самых почитаемых русских святых.
В Соборе Владимирской иконы Божьей матери многолюдно. Хотя это будний день. Люди разные — пожилые и молодые, мужчины и женщины. У раки с мощами святого Тихона Задонского, который когда-то и прославил этот монастырь, очередь желающих преклониться. (Снимать в храме запрещено, — Авт.)
Переночевали в отеле в пригороде Воронежа. Утром продолжаем путь. По трассе М-4 сначала обходим Воронеж. Затем — обход сел Новая Усмань и Рогачевка.
Местные рассказывают, что эти два участка стратегические, по-другому и не скажешь. В Усмани у многих воронежцев дачи. Поэтому летом здесь раньше наслаивались друг на друга два плотных потока — местные и транзитные. В итоге стояло все намертво. На отрезке в 27 километров люди могли провести и по пять часов, и по шесть. Ужас. Запущенный в прошлом году обход двух сел проблему решил. На платной трассе шесть полос — по три в каждую сторону. Транзитные машины двинулись сюда. При этом и местная дорога тоже значительно освободилась.
Прямо сейчас на воронежском отрезке М-4 строят еще один отрезок. Обход Лосево и Павловска вытянется в 85 километров.

— Действующий участок — очень сложный, — объясняет директор Воронежского филиала Государственной компании «Автодор» Юрий Байрамов. — Как-то исторически сложилось, что в Лосево находится большой рынок, около которого теперь тормозят многие транзитные — и легковушки, и фуры. Участок рассчитан максимум на 14 тысяч автомобилей в сутки, а в летние месяцы здесь интенсивность в 50 тысяч. Бывает, пробки растягиваются на несколько километров.
Скоро мы и сами все видим. Всего две полосы. А притормозившая на обочине машина (водитель рванул за пирожками!) тут же сужает ширину дороги до одной полосы. Поток ползет. В это время в сторону Москвы выстраивается дли-инная цепь идущих с юга фур — толстый хвост скрывается где-то за изгибом дороги.
Обход по плану должны запустить уже в 2020 году. Пролетая по трассе, мы потом видим слева от дороги работающую технику — процесс запустили еще в мае. Многие участки уже расчищены, утрамбованы первым слоем песка.
К слову, еще раз о Лосево. Со стороны трассы М-4 вся деревня выглядит аляпистым пятном из точек придорожного фаст-фуда и магазинчиков. Такой привет из 90-х. Стал бы лично я здесь останавливаться? Нет. Не внушает доверия. А вот чистенькие кафе при сетевых заправках, мимо которых периодически проносится наш автотур, — внушают.
— Мы развиваем на трассе М-4 сервис европейского типа — вот такие многофункциональные зоны, — говорит Юрий Байрамов. — Это, можно сказать, небольшие городки для пользователей.
Помимо собственно заправки в многофункциональных зонах обязательно есть кафе, магазин…
…туалеты, комната матери и ребенка, детские площадки.
В некоторых местах — душ, прачечные и даже парикмахерские! А в некоторых можно бесплатно измерить давление.
Кстати, сетевые заправки начинают строить собственные мотели, придорожные гостиницы с доступными ценами приемлемым сервисом.
Еще одна достопримечательность, где нужно было непременно остановиться — Осетровский плацдарм. По школьным учебникам истории, может, не все и помнят. Это была часть операции «Малый Сатурн», контрнаступления советских войск под Сталинградом.
Буквально в полукилометре от трассы — мемориал на высоте.
Оттуда красивый вид на извилину Дона. Ветер треплет высокую траву. Река блестит на солнце. Картины писать!
И даже не верится, что в конце 1942 года здесь стояли насмерть десятки тысяч человек. Стратегическая высота в течение нескольких месяцев переходила из рук в руки, под градом пуль и осколков. Здешняя земля плотно нашпигована железом — куски разорванного металла до сих пор легко можно отыскать, как какой-нибудь камешек.
На вершине стоит противотанковая пушка ЗИС-2. Смотрит в сторону, где когда-то были немецкие и итальянские позиции.
В двадцати метрах отсюда — братская могила, в которой были перезахоронены останки советских солдат, найденные неподалеку местным краеведом. Вечная память!
В Каменске-Шахтинском долго осматриваем экспозицию музея СССР — шикарную коллекцию ретро-авто. Товарищи, тут стоит «Чайка», возившая Раису Горбачеву!
А еще — наборы катушечных магнитофонов, ламповых телевизоров 60-х и транзисторов, ностальгических игрушек и бытовой техники.
Потом долго едем, умиротворенно разглядывая свежескошенные поля — прямо как на картинках.
А в Ростовском аэропорту автопробег завершается. Встречаем рейсом из Москвы заграничных VIP-ов, прилетевших на кинофестиваль. В зале прилета появляется сначала певец Лу Бега (исполнитель популярного в начале 2000-х хита «Mamba № 5»), а потом Сами Насери, главный герой комедийного экшна Люка Бессона про «Такси».
Впереди будет несколько дней большого праздника кино. Красная дорожка, показы конкурсных фильмов, интервью с режиссерами и актерами, футбольный матч с участием звезд, красивый город и набережная на правом берегу Дона.
И где-то вокруг всего этого невидимой нитью — уж простите за пафос! — трасса М-4 «Дон». Дорога, соединяющая половину страны. Большой кусок России. Старой и современной.
Текст: Игорь Феклистов
Фото: Владимир Веленгурин
Верстка: Рушан Каюмов
Инфографика: Дмитрий Полухин
Made on
Tilda