Лодка затонула 101 год назад.
Фото: Ольга ГОПАЛО
Почти два года назад дайверы нашли на дне морском у берегов Швеции русскую подводную лодку «Сомъ», затонувшую около века назад. Тогда это была сенсация мирового масштаба. Обещали, что сохранившуюся субмарину поднимут в кратчайшие сроки. Забрать ее себе хотели сразу несколько музеев. В мае исполняется ровно 101 год со дня гибели судна. Однако по данным родных моряка-дончанина Хрисанфа Богураева, она до сих пор остается там, где лежала. Вместе с 18 членами экипажа на борту.
О существовании этой подводной лодки узнал весь мир.
Фото: Дмитрий ПОЛУХИН
ВСЕ ЗАКОНЧИЛОСЬ НИЧЕМ
Михаил Богураев - родился в Белой Калитве. Теперь живет в Петербурге. И считает себя родственником капитана лодки, изучив перед эти генеалогическое древо и жизнь Хрисанфа Константиновича.
- Я - не прямой потомок, - рассказал он газете «Комсомольской правда-Ростов». - Возможно, они и остались в Петербурге. Так, в списке потерь было написано, что жена «вот-вот должна родить». А на носу, как мы помним, был 1917 год. Сами понимаете, что в революцию творилось. Кстати, на надгробных камнях, да в метриках больше Бугуревы попадаются. Хотя нас БУгураевых в БОгураевы переименовали при коммунистах.
В такой форме ходил капитан кадетом.
Фото: Ольга ГОПАЛО
Все эти два года потомок последнего капитана «СОМа» внимательно следит за всеми новостями.
- Прошло уже почти два года, - продолжает собеседник. - А новостей нет. Пошумели, и, как всегда, все закончилось ничем. Только попиарились - все как обычно.
Капитан "СОМа" на отлично учился.
Фото: Ольга ГОПАЛО
8 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ ЗА ТО, ЧТОБЫ ПОДНЯТЬ
Хотя, надо сказать, два года назад даже развернулись самые настоящие бои за раритет. Эксперты утверждали: сохранившийся экземпляр подобной субмарины есть только в американском варианте, в Королевском морском музее Портсмута. Отчасти поэтому международные специалисты не спешили выносить вердикт: это и есть «СОМЪ».
Одна из причин заключается в том, что если лодка русская, то и вытаскивать ее должны россияне. Однако свои права на нее заявили и иностранцы: с одной стороны - Швеция, у берегов которой затонула подлодка, с другой - компания вычислившая координаты утонувшей субмарины.
Один из озвученных вариантов: останки экипажа передать российской стороне, а корпус и артефакты тем, кто ее поднимал. Некоторые источники утверждали: копатели могли заработать от ста до 500 миллионов долларов (находку якобы готовы были выкупить иностранные музеи, - прим. авт.). Огромный заработок в сравнении с тем, что нужно было потратить на подъем подводной лодки - порядка восьми миллионов долларов. Говорят, даже инвестор был.
Личное дело будущего капитана
Фото: Ольга ГОПАЛО
ЛИЧНОЕ ДЕЛО ВЫКУПИЛИ ЗА ПЯТЬ ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ
Надо сказать, что последний капитан «СОМа» маленький Хрисанф воспитывался в Донском Императора Александра III Кадетском Корпусе — он до сих пор в Новочеркасске. Здесь даже хранится его личное дело - выкупленная ксерокопия из Фондов Российского госархива Военно-морского флота за пять тысяч рублей. Теперь в местном музее показывают: на какие отметки учился, как учителя отзывались, как командиром стал. Желающих хоть отбавляй - кадеты, иностранцы, которые на экскурсию приезжают в столицу донского казачества.
На пожелтевших страницах выведено каллиграфическим почерком: «несколько конфузен, но всегда правдив и откровенен». Кадет на десять баллов занимался танцами, фехтованием, гимнастикой и физическими занятиями. Кадесткий корпус он закончил в 1909 году. У него были практически одни пятерки. После Хрисанф поступает в Морской Корпус в Петербурге . Там же он получил десять суток за то, что разъезжал с женихом на извозчике по Либаве. Произошло это на свадьбе матроса, где он был посаженным отцом. За год до этого он «вступил в первый законный брак с дочерью отставного полковника, девицею Надеждой Михайловной Пановой 20 лет от роду». Последний раз в море она провожала его будучи уже на сносях. К 26 годам Хрисанф был уже опытным подводником. На подлодке «Сомъ» ему предстоял первый самостоятельный боевой поход, которая в начале мая 1916 года вышла в море. Он тогда даже официально не был назначен - лишь заменял старшего офицера, уехавшего в командировку. И это был его последний выход в открытое море.
ДВЕ ВЕРСИИ ГИБЕДИ ПОДЛОДКИ
Причин того, что лодка затонула несколько. По одной из версий — неопытность экипажа: «Сомъ» использовался для тренировки молодых офицеров, а Бугураев пришел с другого, более современного подводного корабля. Его не подготовили к управлению субмариной с малым водоизмещением. Скорее всего, лейтенант просто не рассчитал расстояние до парохода и, избегая аварии, попытался резко увеличить глубину, набрав столько воды, что просто не смог всплыть обратно - не хватило воздуха в запасниках.
По другой версии - шведы в Первую мировую войну были нейтралами, но их суда в нарушение закона о нейтралитете постоянно помогали немцам перевозками разных стратегических грузов. «Сом» всплыл для проведения досмотра и перекрыл путь «иностранцу», поскольку, прежде чем принять решение, нужно было выяснить - какие грузы везут, досмотреть, проверить документы. В тот момент командир иностранного корабля «Ангермаланд», вероятно, и отдал приказ «полный вперед». Скорее всего, «иностранец» протаранил нашу лодку форштевнем (он находится в носу корабля, - прим. Авт.), пробил прошивку и судно затонуло. Экипаж погиб. Наша лодка была найдена на глубине 5-10 метров на прескопной глубине, что отчасти подтверждает эту версию.
НАША СПРАВКА
Мини-подлодку серии «Сомъ» построили в Америке по проекту Джона Филиппа Голланда в 1901 году. Потом отправили в Россию на доработку. Усовершенствовали субмарину на Невском судостроительном заводе в Петербурге. Рабочие, давшие подписку о неразглашении, трудились в закрытых ангарах. На испытания «Сома» выводили по ночам, естественно, не белым. Подлодка прошла проверку боем во время Русско-японской войны. Через всю страну субмарину перевезли на поезде. Должны были вывести в море, но из-за классического русского разгильдяйства на нее не поставили торпеды. Еще несколько месяцев ждали, пока тыловые службы подсуетятся и привезут вооружение. От подлодки не ожидали подвигов, но в марте 1905 года она обратила в бегство огромный японский эсминец, превосходивший ее по размерам в три раза. Но субмарина была устаревшей даже в момент ее создания. К началу Первой мировой подлодку перекинули на Черное море, затем на Балтику.
ТТХ
«Сомъ» - торпедная подводная лодка.
Длина - 19,3 метра.
Ширина - 3,6 метра.
Водоизмещение - 120 тонн.
Надводная скорость - 8,5 узла, или 15,7 км/час.
Подводная скорость - 6 узлов, или 11 км/час.
Глубина погружения - 30 метров.
Экипаж состоял из 22 человек.
Спущена на воду 2 июня 1901 года, выведена из состава флота 10 мая 1916 года.
КОНКРЕТНО
Последний экипаж
Хрисанф Константинович Бугураев - лейтенант, командир подводной лодки (см. «Из досье «КП»).
Борис Владимирович Саско - лейтенант, старший офицер подводной лодки, родился в 1891 году, на службе с 1908-го. (Подробности)
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Последний капитан субмарины «Сомъ» Хрисанф Бугураев родился в станице Усть-Белокалитвинской. Отец, Константин Бугураев, был казаком из личных дворян Войска Донского. Но сын по его стопам не пошел. Неожиданно полюбил море, поступил в гардемарины.
Учебную службу Хрисанф проходил на крейсерах «Богатырь» и «Аврора». Молодого курсанта взяли на заметку. В 1912 году он получает первый офицерский чин моряка - мичман. И практически сразу подает прошение о переводе в учебный отряд подводного плавания. Служил на подлодках «Стерлядь», «Крокодил», «Акула», «Окунь». В 1915 году за участие в боевых походах получил орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом. В начале 1916 года Бугураев дослужился до лейтенанта. В апреле его перевели на «Сома», чтобы заменить на время командировки прежнего капитана. (Подробности)
КАК ДОСТАТЬ СУДНО
Поднять подводную лодку особого труда не составит. Лежит она неглубоко, вес небольшой - всего сто тонн. Так что специалисты Военно-морского флота России с работой справятся без труда. (Подробности)