Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Авто24 марта 2017 8:46

Бронированное такси

Как нашего журналиста в редакцию подвозили на боевой машине
KP.RU
Алексей и его уникальный броневик.

Алексей и его уникальный броневик.

Как вы обычно добираетесь до дома? Кто-то едет на машине. Кто-то, чтобы не стоять в пробках выбирает общественный транспорт. Я, заметив, что телефон разрядился и такси уже не вызовешь, а в метро ехать совсем не хотелось, решил поймать попутку. Но то, что остановилось передо мной, едва ли можно назвать машиной.

К обочине прижался армейский бронеавтомобиль. Из машины вышел водитель и приветливо спросил: «Вам куда»?

Конечно дорога на работу представлялась мне несколько иначе, но любопытство взяло верх, и я назвал адрес редакции.

Алексей, водитель машины, открыл дверь (последняя откидывалась вниз) и помог мне попасть в салон. Когда я забрался внутрь бронемашины сложилось ощущение, что я нахожусь в танке – обзор узкий, вокруг броня, кресла спартанские. Естественно, что всю дорогу мы общались только об этом транспортном средстве.

Свинец не берет, а вот соли боится

- Алексей, что это за машина у Вас?

- Это без преувеличения легендарный автомобиль. БТР-40. Машина, ставшая первым бронетранспортером, выпущенным в советское время. Дело в том, что в нашей Армии еще до начала Великой Отечественной войны была проблема с перевозкой личного состава к местам ведения боевых действий. Те машины, которые были, например, БА-20, легко вязли, не обладали полным приводом и становились удобной мишенью для танков и бронебойных расчетов противника. После Великой Отечественной, военное руководство разместило заказ на разработку первого отечественного БТР. Машина должна была по своим характеристикам превосходить зарубежные аналоги, поставляемые в армию СССР по лендлизу. И вот, в 1949 г. был разработан БТР-40. А уже в начале 50-х машина стала поступать в войска. Бронеавтомобиль использовали и как командирскую, и как связную машину, его также применяли и в качестве артиллерийского тягача. Однако в 60-х годах прошлого века БТР-40 начал вытесняться более современным БРДМ-1.

- То есть данная машина может считаться раритетом? Не боитесь выезжать на ней на дороги общего пользования?

- Конечно, этот автомобиль считается раритетным. Нам понадобилось очень много сил и времени чтобы его восстановить. Изначально я купил кузов. Вернее даже было бы сказать ржавый кусок металла. Детали для восстановления искал через интернет, помогали друзья, ездил даже на завод-изготовитель таких машин, где мне показали старые чертежи, по которым конструировался БТР-40. В общем, реставрировали всем миром. Что же касается дорог общего пользования, то есть некоторые опасения. Как вы успели заметить обзор крайне небольшой, так что сначала было непривычно. Однако, со временем привык и к габаритам, и к тому, что видимость из кабины так себе. Но другие участники автомобильного движения с почтением относятся к данной машине- уступают и стараются не приближаться близко. По документам, этот автомобиль относится к тракторам и, чтобы им управлять должна быть открыта соответствующая категория. Тем не менее, он вполне может передвигаться по дорогам общего пользования – это ведь не гусеничная техника, да и габариты у него соответствуют всем необходимым нормативам.

- Задам вопрос, который обычно спрашивают все автообзорщики: что в этой машине особенного в плане технических решений или необычных деталей интерьера/экстерьера?

- К сожалению, БТР-40 не может похвастаться такими необходимыми для современного автолюбителя деталями как гидроусилитель руля, кондиционер, хотя вентилятор есть, или парктроники. Зато в нем есть отверстия от пуль (смеется). Их машина получила во время несения боевой службы. Я умышленно не стал латать эти шрамы на корпусе авто, они остались как память о непростом времени для БТР-40. Примечательно, что толщина брони данной техники достигает 12 мм.

- Вы на нем ездите круглый год?

- Конечно нет. Всю зиму он стоит в гараже. Периодически вывозим его на ТО. Но вот до весны я стараюсь его не эксплуатировать на дороге. Дело в том, что соль, которой посыпают дороги многократно усиливают коррозию корпуса БТР. После каждого заезда по такому покрытию с реагентами машину приходится подкрашивать. А если автомобиль еще и принимает участие в открытой выставке, где все желающие могут полазить по броне – то можно сразу записываться на покраску. А вообще у меня есть и обычный автомобиль. Так как на этом, сами понимаете, никаких удобств – все по-спартански, да и концентрации водителю БТР на дороге требуется в разы больше чем водителю легковушки. Сегодня я выехал, чтобы с единомышленниками открыть сезон.

«Дорогу Мужества» осилит идущий

- Правильно ли я понимаю, что есть большой круг любителей такого рода техники?

- Совершенно верно. Мы регулярно принимаем участие в патриотических мероприятиях, реконструкция, пробегах. Самый крупный из них пройдет в этом году с 17 по 24 июня. Мероприятие получило название «Дорога Мужества». Более 20 восстановленных автомобилей, защищавших границы нашей Родины проедут от Москвы до Бреста и вернутся обратно. Так мы стремимся почтить память героев, павших во время Великой Отечественной войны, а также привлечь еще больше ценителей и владельцев военной техники.

- Вашему автомобилю более 60 лет. Не боитесь, что он сломается во время акции? Ваши друзья тоже поедут на такой старой технике?

- С нами едет много автомобилей: это и главный грузовик Великой Отечественной Газ-АА и БРДМ-1, БРДМ-2, Газ-67, Газ-69, всего не более 20 машин. В пути к нам также присоединятся партнеры из Белоруссии, историко-культурный комплекс «Линия Сталина» на своей технике.

Несмотря на то, что мы содержим машины в идеальном состоянии и готовим ее к маршу, технические трудности могут возникнуть и не все они доедут до Бреста. Тем не менее, основное количество авто дойдет до точки назначения. Кроме того, мы берем с собой запчасти, чтобы в случае необходимости осуществить ремонт прямо на месте стоянки авто.

- Самый интересный вопрос, наверное, за чей счет эта акция, кто ее спонсирует?

- На сегодняшний день все расходы на организацию мероприятия несут сами участники акции. Это и покупка топлива, подготовка автомобилей, размещение в гостиницах, питание, форма. Мы умышленно не стали обращаться ни к одной политической силе. Мы считаем, что память о героях, защищавших нашу землю, должна быть вне политики. Впрочем, чтобы хоть немного амортизировать расходы мы запустили краудфандинговый проект по сбору средств именно на горюче-смазочные материалы для пробега.

- Как ваши друзья и родственники отнеслись к идее проведения бронпробега?

- В моей семье инициативу поддержали все. Кроме того, у меня жена сейчас будет сдавать на права и тоже станет управлять техникой. Сыновья принимают активное участие в Организации. Вообще содержание каждой такой машины – БРДМ-2, БТР-40 это дело всей семьи. Это сначала так кажется, что только мужчины капаются в железках, а женщины нас дома ждут. Ничего подобного, восстановление затягивает как сборка конструктора. Только инструкции у тебя нет и детали разбросаны по сей России и СНГ. Зато в процессе реставрации вы всей семьей изучаете большое количество исторической и технической литературы. Заново открываете для себя эпоху, во время которой разрабатывалась машина и осознаете, какой это был тяжелый труд для конструкторов создать такое чудо техники, которое и сегодня нет-нет да промелькнет на том или ином театре военных действий. Так что восстановление бронетехники способствует и патриотическому воспитанию и помогает найти еще одно общее увлечение для всей семьи.

P.S. Дорога до редакции составила чуть меньше часа. Средняя скорость движения – порядка 50 км/ч. Денег с меня, естественно, никто не взял. Просто пригласили прийти на церемонию старта бронепробега - 17 июня в 10:00 на Поклонную гору.