Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Экономика17 марта 2017 13:10

Дневник сыровара: «Фермеры всех регионов — объединяйтесь! А то задавят...»»

В своих очередных записях Олег Сирота задумался: что мешает фермерам объединиться, открыть свои магазины, и продавать урожай и продукты значительно дешевле, чем они стоят у сетевиков?
Олег Сирота задумался: что мешает фермерам объединиться, подвинув сетевиков?

Олег Сирота задумался: что мешает фермерам объединиться, подвинув сетевиков?

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Прочитав заметку в «Комсомолке» о страшно дешевых овощах и фруктах на Сенном рынке Санкт-Петербурга, подмосковный фермер вновь взялся за перо.

Выживают «на 3% прибыли»? Не верьте!

«17 марта. Изучил на сайте kp.ru на ценники на Сенном рынке в Питере и судорожно за калькулятор схватился: считать, во сколько мне поездка туда-обратно выльется… Красивые помидоры за 30-50 рублей! Точно такие я в последний раз покупал в Москве рублей за 300. Такие, а не турецкие со вкусом воды и легким запахом травы. При питерском же раскладе получается, что можно, оказывается, дешевле сделать! И все довольные остаются — и потребитель, и продавец (уж он-то себя не обидит).

Но говорить мы будем вовсе не о помидорах. Я не знаю, откуда они там берут томаты по таким ценам, но мысли накатывают невеселые. У нас же с сырами — точно так же! Ко мне и товарищам по сыроделию неоднократно подкатывали разного рода «манагеры» от сетевых магазинов, которые уговаривали: «не парься со сбытом, сдай нам, деньги — почти сразу». И некоторые клевали на эти предложения. А потом стыдно было: сыр, который им сдавали по 800 рублей, у них на прилавках лежал по 2500. И сыроварам выговаривали за это. На все вопросы лились слезливые истории от перекупщиков, как они «выживают на эти 3 процента прибыли». Так что, слушать их — себя не уважать. Знаете, сколько недополучили эти сетевые спекулянты только на нашей первой, осенней ярмарке, где мы напрямую продали почти 60 тонн? По нашей оценке, около 70 миллионов! И это был яркий сигнал всем нам. И не обращать на него внимания было нельзя!..»

Попытки накруток срубили на корню

«Нам всем уже давно стало очевидно, что без кооперации между фермерами у нас ничего не получится. Пока фермер не будет работать с фермером, мы никогда не будем зарабатывать - всегда будет зарабатывать кто-то другой: огромный завод-монополист, скупающий молоко, перекупщик разного рода и племени - да, кто угодно, кроме нас самих. А вы, потребители, будете платить в бездонные карманы спекулянтов бешеные деньги.

И логичным выводом из всего этого стал наш кооперативный фермерский магазин, который мы недавно открыли. (Пользуясь случаем, напоминаю его адрес: он находится возле Истры, в районе пересечения трассы А-107 (ее еще называют «бетонка») и поворота на Павловскую Слободу в Красновидово.) Пока в этом проекте участвуют 8 фермерских хозяйств и сыроварен.

Все попытки безумных накруток в нашем магазине мы срубили на корню. Удорожание составляет где-то 5-7%. Договорились: расходная часть делится пропорционально продажам каждую неделю, вложения же просто делятся на всех участников. При этом решили, что не будем подавать на субсидии и дотации от кооператива — специально будем учиться кооперации без цели получать государственные деньги. Сейчас мы отрабатываем взаимодействие между собой и в кооператив пока не будем никого брать. Мы учимся и работа идет (хотя представители торговых сетей и повизгивают иногда, заманивая печеньками)!

Но спорим: ни за что не догадаетесь, какая у нас главная опасность? Не надо долго ломать голову — все на поверхности. И чиновники здесь тоже ни при чем...»

Русские люди очень тяжело договариваются…

«Главная опасность — не переругаться между собой из-за денег. Это самое сложное, ведь нет ничего более интимного, чем совместное ведение финансов. Знаю сотни примеров, когда фермерские кооперативы скоропостижно загибались именно из-за этого. Увы, мы часто не можем между собой договориться. Осенью по поводу кооперации мы собирались у главы нашего Истринского района. Затронули и тему кооперации. Он обещал помочь с помещением и прочими техническим вопросами. И помог. Но…

- Но объединиться вы должны сами, - назидательно сказал он. - За вас этого ни один чиновник не сделает.

И в этом он абсолютно прав. Вот в этом, - в объединении, - все дело. Смотрю вокруг и вижу — русские люди очень тяжело между собой договариваются, просто не верят друг другу. А как построить кооперацию на взаимном недоверии? Наверное, культура доверия крестьян друг другу была утрачена за последние 70 лет в ходе раскулачивания, коллективизации, колхозов и печальным финишем в лихие 90-е.

Поэтому нам предстоит всё это выстраивать на ровном месте. Сейчас нужно догонять наших западных коллег - фермеров из Германии, Швейцарии и Франции: они научились объединяться без склок и подковерных интриг. А потому их магазинчики создают конкуренцию сетевым спекулянтам. Последние, кстати, по давлением этого обстоятельства, особо и не накручивают ценники. И у потребителя в этом случае появляется выбор.

Нечто подобное необходимо создавать и нам. Самим, не надеясь на помощь государства! Так что, переиначу популярный некогда лозунг: «Фермеры всех регионов страны, объединяйтесь!» А то не заметите, как задавят...»