Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество4 августа 2015 22:00

У России хотят украсть подлодку «Сомъ»

Черные археологи намерены сами поднять субмарину, чтобы выгодно продать [инфографика]
Одна из немногих сохранившихся фотографий судна. Фото: tsushima.su

Одна из немногих сохранившихся фотографий судна. Фото: tsushima.su

Это стало сенсацией мирового масштаба. Дайверы из шведской команды Ocean X Team обнаружили затонувшую сто лет назад русскую подводную лодку «Сомъ». Судно так хорошо сохранилось, что сначала его приняли за современное. Но дореволюционный «Ъ» в названии «Сомъ» расставил все по своим местам.

- Мы, конечно, уже можем говорить, что это именно русская лодка. Но развеем все наши сомнения, когда поднимем субмарину на поверхность, - заявили шведы.

Бой за раритет

Несмотря на уверения шведских водолазов, считающих, что отыскали на дне именно «Сома», международные специалисты с вердиктом не спешат. И не только из-за боязни ошибиться. Если лодку признают русской, вытаскивать ее будут именно россияне. Но «Сомъ» - это не только память. Это еще и деньги. Огромные! В мире сейчас существует лишь один сохранившийся экземпляр подобной субмарины, и то в американском варианте. Находится он в Королевском морском музее Портсмута. Так что жажда заполучить «Сома» есть не только у России, но и у Швеции. И, как ни странно, у Исландии. Точнее, у исландской компании, которая зарабатывает торговлей артефактами, найденными на дне морском. Специалисты iXplorer ocean research высчитали координаты, где искать уникальную подлодку, еще два года назад. Правда, стопроцентной гарантии не давали.

Сама компания iXplorer ocean research - эдакий посредник. Здесь выискивают в архивах координаты, где может находиться затопленный корабль, а после предлагают поделиться сведениями за серьезные отступные. Репутация у исландцев не лучшая. Это своеобразные черные копатели, только морского разлива. Серьезные организации предпочитают с ними не связываться. Так получилось и с «Сомом». «Рыбу в мешке» российская сторона покупать не стала. Очень уж сомнительной была сделка.

Зато теперь, пока Россия и Швеция решают, кто же поднимет лодку, компания готова действовать. Здесь заявили, что раз они первыми обнаружили координаты, значит, им и карты в руки. Исландцы уже отправили запрос шведским властям, требуя разрешить поднять «Сома» самостоятельно. Останки экипажа готовы отдать шведам для передачи российской стороне. Заботу обо все остальном - артефактах и корпусе субмарины - смиренно готовы взять на себя.

- С российской стороной общаться не желаем, у нас были попытки в 2013-м, но нам отказали в сотрудничестве, - заявил представитель iXplorer ocean research Алекс Макс. И нагло добавил: - Видимо, в России история с подлодкой никому не интересна.

Интересное заявление от человека, который торгует чужими святынями!

Исландцы посчитали, что на подъем «Сома» потребуется минимум 8 млн. долларов. Инвестора уже нашли, дело только за разрешением.

Заработать морские деляги планируют от 100 млн. до 500 млн. долларов. Раритетную субмарину уже готовы купить несколько иностранных музеев.

Субмарину спустили на воду в 1916 году. Фото: wikipedia.org

Субмарину спустили на воду в 1916 году. Фото: wikipedia.org

Выстрелить - и бежать

Мини-подлодку серии «Сомъ» построили в Америке по проекту Джона Филиппа Голланда в 1901 году. Потом отправили в Россию на доработку. Усовершенствовали субмарину на Невском судостроительном заводе в Петербурге. Рабочие, давшие подписку о неразглашении, трудились в закрытых ангарах. На испытания «Сома» выводили по ночам, естественно, не белым.

Подлодка прошла проверку боем во время Русско-японской войны. Через всю страну субмарину перевезли на поезде. Должны были вывести в море, но из-за классического русского разгильдяйства на нее не поставили торпеды. Еще несколько месяцев ждали, пока тыловые службы подсуетятся и привезут вооружение.

От подлодки не ожидали подвигов, но в марте 1905 года она обратила в бегство огромный японский эсминец, превосходивший ее по размерам в три раза!

- История курьезная, - рассказал «КП» начальник отдела хранения информации Российского государственного архива Военно-морского флота Алексей Емелин. - «Сомъ» - далеко не самая современная подлодка, она могла легко затонуть в бою. Но японцы рисковать не стали и, как только увидели перископ русских, предпочли спасаться бегством.

Повоевать серьезно «Сомъ» так и не смог.

- Субмарина была устаревшей даже в момент ее создания. Вести бой с таким вооружением не могла. Одна торпеда в цель - и сразу бежать, - продолжает Алексей Емелин. - Так что вся эта завеса тайны на доработке оказалась лишь фикцией. Тем более по правилам ведения боя в то время субмарина обязана была всплывать, делать предупреждение противнику и лишь потом стрелять.

К началу Первой мировой подлодку перекинули на Черное море, затем на Балтику.

Ошибка или убийство?

Начало мая 1916 года. Четыре часа утра. На пирсе базы Мариэхамн выстроились моряки и провожающие их сослуживцы - учебный экипаж малой подводной лодки «Сомъ» отправляется в свой первый боевой дозор. Моряки радуются: наконец-то в море!

А вот командир лодки Хрисанф Бугураев погружен в размышления. Для него это тоже первый поход на субмарине такого типа, да еще и с необстрелянным экипажем. Бугураев даже официально не назначен - лишь заменяет старшего офицера, уехавшего в командировку. Опытного подводника мучают нехорошие предчувствия. На берегу осталась жена Наденька. Скоро у них родится ребенок. Влюбленному в море подводнику впервые в жизни не хочется покидать базу.

Лодка отчаливает от пристани в туман. И не возвращается.

Почти через сто лет затонувшую субмарину найдут шведские водолазы. В стальном гробу остались 18 человек...

Последний день лодки - 10 мая 1916 года - историки пока восстановить не смогут. Вахтенные дневники остались на дне. Есть только показания капитана шведского парохода «Ангерманланд». Именно из-за столкновения с «Ангерманландом» субмарина и погибла.

Капитан рассказывал, что вначале заметил над водой перископ, который начал резко приближаться. Последовал удар в левый борт. Перископ пропал под водой. Субмарина не всплыла.

«Сомъ» после столкновения погрузился на глубину, откуда уже не мог всплыть. Не хватило мощности системы продувания балласта... Моряки как минимум пару часов были живы, но понимали, что им не выбраться. Вероятно, кто-то писал записки родственникам, кто-то молился...

Субмарина хорошо сохранилась. Фото: youtube.com

Субмарина хорошо сохранилась. Фото: youtube.com

Случайная трагедия из-за ошибки капитана?

- Есть вероятность, что пароход специально пошел на таран, - утверждает Алексей Емелин.

Но зачем?

- Гибель подлодки произошла у берегов Швеции в нейтральных водах, - говорит Петр Мершиев, хранитель музея кадетского корпуса, где учился Бугураев. - Наши обнаружили там шведский сухогруз «Ангерманланд». Шведы в Первую мировую войну сохраняли нейтралитет, но их суда постоянно помогали немцам перевозками разных стратегических грузов. «Сомъ» всплыл для проведения досмотра и перекрыл путь «иностранцу». В этот момент командир иностранного корабля, вероятно, и отдал приказ «полный вперед». Судно протаранило нашу лодку. Экипаж сразу погиб, никто не спасся. А если бы речь шла о случайности, шведы могли попытаться спасти наших моряков или уйти от столкновения...

Командование ждало возвращения экипажа до последнего. Похоронку жене Бугураева Надежде принесли только 16 июня 1916 года, когда приказом по Морскому ведомству «Сомъ» стал считаться потерянным. Командира «исключили из списков офицеров флота, как погибшего при исполнении боевого служебного долга».

«Сомъ» - торпедная подводная лодка.

Длина - 19,3 метра.

Ширина - 3,6 метра.

Водоизмещение - 120 тонн.

Надводная скорость - 8,5 узла, или 15,7 км/час.

Подводная скорость - 6 узлов, или 11 км/час.

Глубина погружения - 30 метров.

Экипаж состоял из 22 человек.

Спущена на воду 2 июня 1901 года, выведена из состава флота 10 мая 1916 года.

КАК ДОСТАТЬ СУДНО

Поднять подводную лодку особого труда не составит. Лежит она неглубоко, вес небольшой - всего сто тонн. Так что специалисты Военно-морского флота России с работой справятся без труда.

Есть два варианта подъема:

Тяжелым морским краном

1. Мощный плавучий кран специальными зацепами захватывает подлодку.

2. Субмарину острожно вытягивают на поверхность. Под нее подгоняют полузатопленное транспортное судно-платформу, способное менять осадку.

3. На спецсудне откачивают воду из цистерн, и оно всплывает. Лодку закрепляют на платформе и везут в порт назначения.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

С помощью понтонов

1. На место доставляют стальные понтоны, закачивают в них воду и топят. Затем их прикрепляют к подводной лодке.

2. Из понтонов откачивают воду, они всплывают вместе с субмариной.

3. Буксир заводит всплывший «Сомъ» на полузатопленное судно-платформу.

4. Спецсудно всплывает, лодку закрепляют и увозят в порт назначения.

КОНКРЕТНО

Последний экипаж

ОФИЦЕРЫ

Хрисанф Константинович Бугураев - лейтенант, командир подводной лодки (см. «Из досье «КП»).

Борис Владимирович Саско - лейтенант, старший офицер подводной лодки, родился в 1891 году, на службе с 1908-го.

МОРЯКИ

Андрианов Иван Антонович - рулевой-боцманмат, на службе с 1912 года, уроженец села Таймоново Быховского уезда Могилевской губернии.

Безматерных Дмитрий Петрович - моторный унтер-офицер 1-й статьи, на службе с 1910 года, уроженец дерев- ни Подзуевой Ордынской волости Осинского уезда Пермской губернии.

Гусев Михаил Михайлович - матрос 2-й статьи, исполняющий должность минного машиниста, на службе с 1912 года, уроженец села Кочетовка Спасского уезда Тамбовской губернии.

Завадский Дмитрий Макарович - минно-машинный унтер-офицер 1-й статьи, на службе с 1910 года, уроженец деревни Юронки Оршанского уезда Могилевской губернии.

Дмитрий Борисович Захарченко - старший электрик, на службе с 1912 года, уроженец деревни Поповка Рогачевского уезда Могилевской губернии.

Истратов Николай Иванович - машинист 1-й статьи, на службе с 1914 года, уроженец деревни Красная Пахра Подольского уезда Московской губернии.

Кирейчук Лука Маркович - электрик, унтер-офицер 1-й статьи, на службе с 1912 года, уроженец Кринской волости Гродненского уезда Гродненской губернии.

Климачев Алексей Львович - электрик, на службе с 1915 года, уроженец Саратова.

Корнев Дмитрий Александрович - минный машинист 1-й статьи, на службе с 1912 года, уроженец деревни Ченец Шуйского уезда Владимирской губернии.

Кривчиков Захар Степанович - рулевой-боцманмат, на службе с 1912 года, уроженец села Грязное Царицынского уезда Саратовской губернии.

Лунин Даниил Семенович - рулевой, на службе с 1915 года, уроженец села Кузанкино Касимовского уезда Рязанской губернии.

Романов Николай Андреевич - моторный унтер-офицер 1-й статьи, на службе с 1911 года, уроженец деревни Ксюнино Костромского уезда Костромской губернии.

Сидоров Иван Васильевич - электрик, на службе с 1915 года, уроженец Ельца Орловской губернии.

Сорокин Николай Иванович - машинист 1-й статьи, на службе с 1914 года, уроженец деревни Волтино Ильинской волости Тверской губернии.

Цвелодуб Алексей Михайлович - моторный унтер-офицер 1-й статьи, на службе с 1911 года, уроженец села Янково Глуховского уезда Черниговской губернии.

Шевенок Илларион Демидович - артиллерийский унтер-офицер 2-й статьи.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Последний капитан субмарины «Сомъ» Хрисанф Бугураев родился в станице Усть-Белокалитвинской. Отец, Константин Бугураев, был казаком из личных дворян Войска Донского. Но сын по его стопам не пошел. Неожиданно полюбил море, поступил в гардемарины.

Учебную службу Хрисанф проходил на крейсерах «Богатырь» и «Аврора». Молодого курсанта взяли на заметку. В 1912 году он получает первый офицерский чин моряка - мичман. И практически сразу подает прошение о переводе в учебный отряд подводного плавания. Служил на подлодках «Стерлядь», «Крокодил», «Акула», «Окунь». В 1915 году за участие в боевых походах получил орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом. В начале 1916 года Бугураев дослужился до лейтенанта. В апреле его перевели на «Сома», чтобы заменить на время командировки прежнего капитана.

«Комсомолка» объявляет акцию по поиску родственников погибших моряков и любой информации о них. Если вам есть что рассказать, свяжитесь с нами по kp@kp.ru или звоните по тел. (495) 777-02-82.

КСТАТИ

Капитан затонувшей подлодки «Сомъ» служил на крейсере «Аврора»

Субмарину времен Первой мировой войны могла погубить неопытность экипажа

Когда усталая подлодка из глубины придет домой? Субмарина «Сомъ» домой так и не вернулась. Затонула у берегов Швеции. Спустя почти сто лет дайверы из команды Ocean X Team обнаружили ее в пучине морской. Нащупали глубоководным аппаратом. На корпусе красовались буквы кириллицы, так и выяснили, что это русская подлодка, затонувшая после столкновения с пароходом во время Первой мировой. (подробности)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Зачем шведский сухогруз протаранил и пустил на дно русскую подлодку «Сомъ»

Интересную версию затопления выдвигает хранитель музея кадетского корпуса, где учился капитан судна Хрисанф Бугураев

Информация о том, что дайверы обнаружили на морском дне подводную лодку «Сомъ», затонувшую у берегов Швеции почти сто лет назад с 18 членами экипажа на борту, со скоростью звука облетела все федеральные каналы, благодаря чему донеслась и до глубинки. Как только историки озвучили имя капитана подлодки, воевавшей в годы Первой мировой войны, Хрисанфа Константиновича Бугураева, жители Ростовской области тут же признали в нем своего земляка. (подробности)